Мне было лет 9, когда я увидела эту картину впервые, вернее, не картину даже, а ее репродукцию. И висела она на стене маленькой будочки, в которой продавали проездные билеты. Будочка располагалась в центре города, довольно далеко от моего дома. Почему я приехала за проездным туда впервые, понятия не имею, зато очень хорошо помню, что потом я ездила туда регулярно, каждый месяц.
А причиной была она - большая репродукция, висевшая за спиной женщины, продававшей проездные. Я протягивала ей деньги и, пока она пересчитывала их, сдавала сдачу и выдавала проездной, я смотрела на заднюю стену будочки, на нее - юную и печальную девушку, покорно протягивавшую свою руку, обрекая тем самым себя на несчастную судьбу. Казалось бы, я была совсем малышкой и ничего в этом не понимала, но, видимо, настолько гениально написана картина, что я почувствовала все с первого взгляда.
Шли годы, а я по-прежнему ездила каждый месяц посмотреть на "свою" картину. Я становилась старше, а девушка так и оставалась трогательно и беззащитно юной и несчастной. Не знаю, почему мне не пришло в голову купить репродукцию самой - может не видела в продаже, а может это была моя тайна. А потом началась перестройка, как в глобальном, так и в прямом смысле - родной город перестраивался и будочку снесли. И девушка с картины надолго пропала из моей жизни.
Много лет спустя я по делам приехала в Москву на 2 недели. Днем, как водится, была занята, вечерами много гуляла, и как-то однажды решила отправиться в Третьяковскую галерею, справедливо рассудив, что если уж я в Лувре была 4 раза, то стоит, наверное, осмотреть и родные достопримечательности. Уже подъезжая к Третьяковке, я вдруг вспомнила про картину из детства и, совершенно неожиданно поход в галерею приобрел определенную и четкую цель.
Обойдя все залы, полюбовавшись Шишкиным, Васнецовым и даже с ходу опознав родоначальника русского импрессионизма Коровина (сказался поход в парижский Орсе), я не обнаружила главного - картины В. Пукирева "Неравный брак". Табличка на пустом месте гласила, что картина участвует в специальной экспозиции, посвященной тайнам старых полотен. Делать нечего - я вновь отправилась в кассы. Заплатив второй раз ту же самую цену, я получила доступ в отдельный зал, где было представлено всего 12 картин и среди них та, которую я искала.
Я смотрела на нее и понимала, что прошло столько лет, я стала взрослой, влюблялась и выходила замуж, а для нее ничего не изменилось: она все так же покорно склоняет голову и вручает дрожащие пальчики священнику, чтобы он соединил ее руку с рукой старого и нелюбимого мужа. Только теперь она обрела имя и историю. Я узнала, что ее зовут Прасковья, а ее возлюбленный, Сергей Варенцов вынужден был уступить свою нареченную своему богатому родственнику, за которого родители девушки выдали его невесту. На картине Сергей изображен в роли шафера, как было на самом деле. Он стоит за спиной юной невесты.
Многие считают, что его взгляд устремлен на девушку, мне же кажется, что он не сводит глаз со счастливого соперника. Тайна картины в том, что художник сознательно изменил лица, придав Варенцову схожесть с собой. Очень многие долгое время считали, что эта история напрямую касалась Пукирева, а на самом деле это была история несчастной любви его друга.
В число гостей свадьбы художник включил и других реально существовавших людей - живописца П. Шмелькова (он смотрит прямо на нас) и создателя рамы для картины Гребенского. Образ престарелого жениха был списан с повара дома Варенцовых. А женщины в белом - это призраки бывших жен жениха, одетые в погребальный саван и подвенечные венки.
Как сложилась судьба Сергея Варенцова, я, увы, не знаю. Прасковья Матвеевна Варенцова доживала свои дни в Мазуринской богадельне и вряд ли ее жизнь была счастливой...
Гуляйте по свету вместе со мной, подписавшись на мой канал, и я обязательно расскажу еще много интересного.