Въезжая в историческую Курляндию (ещё раз оговорюсь, что Тукумс к ней обычно не относят), нельзя не сказать про "Курляндский котёл". Дело в том, что последние выстрелы Великой Отечественной прозвучали не в Берлине и даже не в Праге, а именно здесь: немцы, а вместе с ними латыши, окопались в Курляндии так прочно, что Красная Армия пять раз пыталась сюда прорваться и пять раз не смогла, неся ощутимые потери и попадая в окружения.
При этом немцы активно поддерживали связь с Фатерляндом по морю, а для их латышских союзников родная земля и вовсе была под ногами. Немцы прекратили оборону Курляндии даже не после падения Берлина, а лишь после подписания безоговорочной капитуляции: в Тукумс Красная Армия вошла 8 мая, а в Венстпилс - 10-го. Однако многие решили прорываться в Германию тайком или просто умереть с оружием в руках, и активные боевые действия в Курляндии вспыхивали до 15 или даже до 22 мая 1945 года.
И ведь кто-то в них умирал, с осозанием, что убит уже поверженным врагом, считанных дней не дожив до столь долгожданного мира. Вообще, удивительно, но крепче всего нацисты держались за тевтонские колонии - Пруссия окончательно пала за две недели до капитуляции, Курляндия и вовсе осталась непокорённой. Для многих прогерманских латышей же война продолжалась ещё годами - они стали "лесными братьями". В принципе от современных латышских националистов можно услышать, что это в первую очередь именно латыши сдерживали Красную Армию (ну, примерно как поляки брали Берлин при лёёёёгонькой такой поддержке большевиков) и даже что Курляндской котёл не позволил Советам дойти до Западной Европы и создать Красную Голландию, Красную Бельгию, Красную Францию (что также довольно бредово)...
Городок Приекуле (2,6 тыс. жителей) в 40 километрах от Лиепаи был отбит в феврале 1945 года и при этом разрушен на 9/10. Пейзаж здесь не курляндский, а прямо-таки белорусский:
Внушительных размеров амбар с жизнеутверждающим граффити у путей - городок делит пополам железная дорога (к вокзалу мы не подъезжали), и всё интересное сохранилось за путями, в южной половине Приекуле.
Собственно, замок Преекульн известен с 1484 года как владение Клауса Корфа - с этой фамилией, оставившей немало следов по всей Российской империи, связаны достопримечательности в латгальском Крустпилсе (заречная часть Екабпилса) - их главная резиденция была там, но Крейцбургом они завладели на 101 год позже. Вернее, в 1618 году род Корфов раскололся на две самостоятельные ветви, центрами которых были Преекульн и Крейцбург соответственно. В Остзейском краю Преекульн был одной из самых известных усадеб, а селение при нём разрослось с постройкой Либаво-Роменской железной дороги (1878) и получило городской статус в 1928 году, то есть видимо богатой рядовой застройки тут и до войны не было.
На холме в центре зажелезнодорожной части - кирха (1795). С башни её предшественницы (17 века постройки) в 1684 году летал Приекульский Икар - местный кузнец Звиедрис Йохансон соорудил себе крылья из плотной ткани на эластичном сосновом каркасе и сумел пролететь на них (вернее, спланировать) примерно 2 километра, при посадке сломал ногу... после чего был пойман, просидел в тюрьме пока нога не заживёт и осуждён к сожжению на костре, ибо не пристало грешным смертным людям крылья себе приделывать.
В принципе такие легенды ходят о самых разных местах, у нас вот холоп Никита летал аналогичным образом в Александровской слободе при Иване Грозном. Крылья Звиездриса вроде как хранились в усадьбе Корфов, но пропали в Первую Мировую.
В церкви была усыпальница Корфов, пережили ли могилы войну (тогда кирха сгорела) - не знаю. Две самых богатых могилы у входа, по разные стороны башни:
А чуть дальше, на крутом повороте - остатки Приекульской усадьбы, растворившейся в городе. Слева направо Шведские ворота, дворец Корфов и декоративная башенка:
Собственно, почему эти ворота Шведские - никто не знает. Может быть, по аналогии (причём явно более поздней) с Шведскими воротами в Риге? А может, с ними связан какой-то эпизод одной из шведских войн. Насколько я понимаю, это был не вход в усадьбу Корфов, а блокпост на дороге в Литвую и Пруссию, где Корфы собирали пошлину. Считается, что ворота построены в 1688 году, но вроде как по стилю тянут скорее на начало 17 века.
Теперь же ворота стоят одиноко:
Над аркой - гербы Корфов, а по бокам деревянные стражники. До войны тут стояли каменные, причём что интересно - в похожем слегка комическом стиле :
По-моему приекульские Шведские ворота интереснее рижских:
Через дорогу - декоративная башенка (судя по виду, 19 века) и велоцветники:
А дворец Корфов 1890-х годов постройки с советских времён занят школой - да впрочем, думаю, к весне 1945-го от него оставались лишь голые стены:
В целом, может быть из-за наплывшего тумана, атмосфера Приекуле довольно мрачная. Той курляндской игрушечности тут нет, а вот поступь войны звучит по сей день - тут и там откапывают то не разорвавшиеся снаряды, то неопознанные трупы. Здесь находится одно из крупнейших в Латвии красноармейское кладбище (более 20 000 захоронений). Именно Приекуле, мне кажется - главный памятник Курляндского котла.
И до чего показательно, что утренняя хмарь наползла, когда мы сюда въехали и рассосалась, стоило только отсюда выехать. Приморская Латвия, как и приморская Литва, вся утыкана ветряками - правда, их тут всё же поменьше и сами они пониже: