Главный тренер российской сборной по фехтованию об олимпийской ответственности и эмоциях от побед, новых именах и мотивации олимпийских чемпионов
Двукратный олимпийский чемпион по фехтованию на рапирах, ныне первый вице-президент Федерации фехтования России и главный тренер российской сборной по фехтованию Ильгар Мамедов в эксклюзивном интервью Olympics рассказал о лидерстве и сюрпризах в женском фехтовании, ярких воспоминаниях от Олимпийских игр, мотивации современных спортсменов и будущих лидерах сборной.
Оlympics: Ильгар Яшарович, расскажите, удивил ли вас кто-то из спортсменов сборной на чемпионате России, который не так давно прошел в Новосибирске? Или все результаты были ожидаемыми?
Ильгар Мамедов: Удивила Люба Шутова (Любовь Шутова – бронзовый призер Олимпийских игр 2016 года в командном турнире шпажисток и чемпионка мира 2009 года в личном зачете – прим. Olympics) и женская шпага, как всегда. В этом виде можно без централизованной подготовки выиграть чемпионат России. Но это шпага. Если проснешься и с той ноги встанешь, в шпаге можешь стать чемпионом.
Оlympics: А почему так получается?
ИМ: В шпаге существует система опережения, где счет идет буквально на мили-секунды. Поэтому если спортсмен находится в хорошем настроении, и у него отличное самочувствие, то он может стать чемпионом. В Новосибирске все эти факторы сошлись, и Люба выиграла. Конечно, еще и уровень соперниц немаловажен. Видимо, еще не настолько у нас заматерели молодые спортсменки, что наши «ветераны» по-прежнему сильны.
Оlympics: А в других видах оружия у женщин без сюрпризов обошлось? Например, в рапире Инна Дериглазова – безусловный лидер сборной, может ли ее кто-то из россиянок обойти?
ИМ: Инна показала всем, что она лидер не только российского, но и мирового фехтования. В этом сезоне она выиграла турнир серии Гран-при в Дохе, доказав, что и на международном уровне ни у кого нет шансов.
Оlympics: В какой форме сейчас Софья Великая, на чемпионате России она заняла только восьмое место…
ИМ: Соня начала тренироваться только в феврале, да и то не совсем удачно: на первом же сборе она заразилась и заболела COVID-19, ей пришлось уехать домой. Она работала по индивидуальной программе без централизованной подготовки. Из-за этого она пропустила единственные международные соревнования по сабле, которые прошли в начале марта в Будапеште. Несмотря на это Соня показала хорошее фехтование, за вход в топ-16 выиграла у нашей молодой спортсменки Ольги Никитиной, потом проиграла Светлане Шевелевой 15:14 за вход в восьмерку. А в командной сабле сборная Москвы победила на чемпионате России, как раз Соня Великая выступала за эту команду.
Оlympics: Чемпионкой среди саблисток стала София Позднякова – молодая, сильная спортсменка. Каковы, на ваш взгляд, ее шансы в будущем стать лидером российской сборной, насколько стабильна или нестабильна София?
ИМ: Что касается лидерства, то могу сказать, что Соня имеет определенный статус к своим 23 годам – она двукратная чемпионка мира, и это дает надежду, что в будущем ее победы преумножатся. Хочешь-не хочешь наша другая Соня – Великая – через какое-то время в связи с возрастом уйдет из команды, и кто-то из молодых спортсменок возьмет на себя роль лидера, может даже и Соня Позднякова. Почему бы и нет?
А по поводу стабильности результатов, в этом сезоне на единственном этапе Кубка мира в Будапеште Соня попала в восьмерку вместе с Олей Никитиной, дальше пройти не удалось. Но на чемпионате России в Новосибирске Соня обошла всех спортсменок и выиграла.
Оlympics: После Олимпийских игр в Рио казалось, что следующим лидером сборной по сабле станет Яна Егорян. Сейчас Яна ушла в декрет, есть ли понимание, планирует она возвращаться в спорт после родов или нет?
ИМ: Все зависит от мотивации самой Яны. У нас открыты двери для спортсменов, в глазах которых огонь и желание побеждать. Поэтому тут вопрос, захочет ли Яна возвращаться. Ей нужно у самой себя спросить, есть ли у нее стимул и мотивация к возвращению или нет?
Оlympics: Понятно, что Яна завоевала золото Олимпийских игр, которое для многих является стимулом и мотивацией. А как вообще происходит трансформация мотивации у спортсменов? Вы принимали участие в четырех Олимпийских играх, дважды становились чемпионом, у вас в команде сейчас есть спортсмены, та же Инна Дериглазова, которая стала олимпийской чемпионкой, но все равно продолжает фехтовать. Что мотивирует? Это истинная любовь к спорту или что-то другое?
ИМ: «Любовь и бедность навсегда меня поймали...» (напевает, улыбается). Это про нас, потому что у нас была любовь к фехтованию, но бедность, потому что не было таких условий, которые есть сейчас. Сегодня спортсмены, которые выступают в сборной России, и ближайшие кандидаты, они в принципе находятся в очень хороших материальных условиях. Им хватает заработка, чтобы прокормить себя, свою семью, а в наше время такого не было. Мы всегда шутили, что у нас зарплата раз в четыре года, когда проходят Олимпийские игры, и если выигрывал, то получал премию, и вот она твоя зарплата (улыбается). При этом мне нужно было как-то содержать себя и семью, приходилось работать, тратить время не только на тренировки, но и на другие дела, чтобы зарабатывать.
Я три раза со спортом заканчивал, говорил своему тренеру Марку Петровичу Мидлеру: «Мне семью нужно обеспечивать, что мне спортом заниматься? Я просто не в состоянии прокормить семью на свою зарплату в спорте». Многие спортсмены тогда заканчивали, потому что были другие варианты заработать больше, и при этом времени на спорт не хватало.
Оlympics: Но вы все равно возвращались в спорт.
ИМ: Возвращался, потому что Марк Петрович очень просил. Так бы, наверное, не возвращался.
Оlympics: Софья Великая дважды после рождения детей возвращалась в большой спорт, у нее много титулов, золото в командном первенстве и две личные серебряные олимпийские медали. Ее мотивирует цель – победа в личном первенстве на Олимпиаде? Она планирует завершать карьеру после Токио?
ИМ: Соня – боец и очень трудолюбивая спортсменка, ее основной стимул – желание и умение трудиться. Заканчивать карьеру в прошлом году накануне Олимпийских игр смысла не было. Никто не знал, что Игры перенесут. Сейчас имеет смысл задержаться и закончить карьеру красиво. Просто никто не знает, как это будет. Например, Станислав Поздняков ехал на Олимпийские игры в Пекин лидером – четырехкратным олимпийским чемпионом и многократным чемпионом мира, но Игры в Пекине оказались неудачными. А ведь для спортсмена это настоящее спортивное горе. Помню его слова, когда успокаивал его после соревнований: «Я не заслужил такого окончания карьеры». Хочется, чтобы наши великие спортсмены заканчивали свои карьеры на хорошей ноте. Но это спорт. Посмотрим, как будет.
Оlympics: Олимпийские игры непредсказуемы...
ИМ: Да, а для возрастных спортсменов Олимпиада всегда самая тяжелая, потому что последняя, потому что понимаешь, что больше никогда не приедешь. И сразу возникает много давящих психологических факторов, которые не позволяют проявить все свои сильные навыки – психика блокирует умения.
Оlympics: Вы разговариваете со спортсменами на эту тему, объясняете про психологические особенности, рассказываете, как можно справляться с этим?
ИМ: Да! Самое главное – не относиться к этому всерьез. Если ситуацию перевести в плоскость серьезности, то поражение обеспечено. А если наоборот, не забивать себе голову и думать, что как будет, так будет, сразу становится легче, так и победить можно (улыбается).
Главное, не водружать на спортсмена дополнительный груз ответственности. Мы из лексикона слово «должен» убрали, потому что «должен», особенно на Олимпийских играх, это конец. Конец всему.
Оlympics: А когда вы были спортсменом, были в сборной, вам говорили, что вы должны привезти медаль с соревнований?
ИМ: Да. А еще особенно пресса заранее любит вешать медали и писать, что вот он обязательно должен выиграть. Помню, и перед моей личной заключительной Олимпиадой так было. Сейчас я как главный тренер закрываю команду от прессы перед важными стартами, потому что считаю общение со СМИ дополнительной нагрузкой. Это все накапливается, и на Олимпийских играх ты выходишь с чемоданом ответственности, которая в итоге убивает.
Оlympics: То есть, все возлагают свои ожидания на спортсмена, а он тащит эти чужие ожидания на себе?
ИМ: Конечно. Известный пример: Олимпийские игры, Великая и Егорян. Все говорили, Соня должна выиграть, Соня – титулованная, опытная, великая, а выиграла Егорян. Вот и все. А знаете почему? Потому что мало кто, кроме самой Яны, ее родных и близких, верил, что она может выиграть. И она никому ничего не была должна.
Оlympics: Ильгар Яшарович, когда журналисты задают вам вопросы по поводу планов на олимпийские медали, вы говорите: «Мы не ставим задачи». Это тоже, чтобы не возлагать лишней ответственности и не давить на спортсменов?
ИМ: Конечно. Сейчас же все все читают. Поэтому никакого давления. Как выступят, так выступят. Целевая комплексная программа пишется на четыре года вперед, они ее знают. Задача спортсменов – выходить и показывать характер. Потому что в итоге побеждает характер – выигрывает тот, у кого внутренний стержень толще, кто не прогнется и не сломается. Все тактические моменты нарабатываются, вес и рост тоже значения не имеют, потому что работает закон компенсации. Более низкий может в скорости обогнать, плотный может брать мощью. А вот характер не зависит от веса, роста и антропометрических данных.
Оlympics: А вы помните свои Олимпийские игры? Какие самые яркие воспоминания?
ИМ: Самые яркие, воспоминания, наверное, от первых Олимпийских игр в Сеуле в 1988 году. Я поехал мастером спорта, а после командной победы мне вручали значок и удостоверение «Заслуженный мастер спорта», и председатель Госкомспорта СССР трижды обозначил: «Вот, посмотрите, Мамедов поехал мастером спорта, а вернулся заслуженным мастером спорта». Конечно, было приятно. После победы было ощущение, что все возможно. И это самая яркая Олимпиада. У меня их потом было три. Но это самая яркая, потому что молодость. Мне даже 23-х тогда не было. Буря эмоций. Наш самолет потом качали. И после каждой Олимпиады его качали, все гуляли.
Оlympics: После Рио также было?
ИМ: После Рио я уже в другом статусе был, я в бизнес-классе сидел (улыбается). А спортсмены, наверное, качали. Я помню, после Олимпиады в Атланте, заходим на борт, и вдруг бортпроводник объявляет: «Аэрофлот» запретил выдачу напитков на данном чартерном рейсе». Мы все: «Кааак? Что? Мы же хотели победу праздновать! Да вы что». И Саша Карелин: «У меня авоська еще с собой есть» (улыбается).
Оly,pics: Вы к своим спортсменам как тренер проявляете лояльность, с пониманием относитесь к тому, что спортсмены хотят расслабиться, отдохнуть после соревнований?
ИМ: В фехтовании любой поединок, любая победа или поражение – это стресс. Стресс надо снимать. У нас нет морального концлагеря: то нельзя, сюда не ходи, туда не ходи. Такого нет. Например, в Рио уже после соревнований едем в «Русский дом» для чествования, и Соня Великая говорит: «Давайте около магазина остановимся, возьмем шампанское». Конечно, мы остановились, купили девочкам шампанское, показали медали, чтобы нас без очереди пропустили (улыбается). Это же здорово, что у них есть такие эмоции, которые позволяют радоваться победе.
Оlympics: Мы с вами много про женское фехтование говорили, а расскажите, какая ситуация в мужской сборной. Есть новые имена, новые лидеры?
ИМ: В мужской сабле появился спортсмен по фамилии Лоханов (Константин Лоханов – прим. Olympics), который выиграл чемпионат России этого года, вошел в восьмерку на взрослом чемпионате мира 2019 года, будучи только окончившим юношескую карьеру. Есть хороший саблист Камиль Ибрагимов, 93-го года рождения. Он из-за давления бывшего тренера-француза выпал на несколько лет, сейчас вернулся и вошел в восьмерку на этапе Кубка мира в Будапеште. Так что, если Камиль также хорошо будет драться на Олимпиаде, то может показать неплохой результат.
Оlympics: В мужской рапире кого можете отметить? Какие шансы на попадание в состав на Игры в Токио у олимпийских чемпионов 2016 года Тимура Сафина и Алексея Черемисинова? И в целом как будет формироваться состав сборной?
ИМ: Из молодых спортсменов в рапире – братья Кирилл и Антон Бородачевы и Влад Мыльников, все трое – двухтысячного года рождения. Из титулованных: Алексей Черемисинов и Тимур Сафин.
У меня есть понимание, что возрастные спортсмены должны быть очень полезными для сборной. Но их полезность определит окончание соревнований. Например, Соня Великая всю жизнь была локомотивом сборной, а сейчас у нее сезона нет, не сложился. А как ее не брать? Она же не виновата, что Олимпийские игры перенесли. Или, например, Виолетта Колобова родила 1 марта, а сейчас уже возвращается. Она очень хочет поехать, она мотивирована. Вопрос, сможет ли? Ведь после рождения ребенка нельзя получать большую нагрузку, есть опасность для организма, не хочется последствий.
Мы проводим всероссийские турниры сильнейших в Новогорске, чтобы выбрать, кто поедет на Олимпийские игры. Мы вынуждены проводить турниры местного значения для отбора, чтобы посмотреть положение дел. Всего таких турниров шесть. Понятно, что фехтовать между собой и фехтовать с соперниками из других стран – это совершенно разные ощущения, но другого выхода у нас сейчас нет. В ближайшее время мы будем определять финальный состав олимпийской сборной. Сразу скажу, что очень тяжело без соревнований реально понять, кто на данный момент сильнее и кто поедет на Олимпийские игры. Но другого выхода, повторюсь, у нас нет.
Оригинальную статью на сайте Olympics.com можно найти по ссылке.