Найти тему
История о истории

Обряд очищения в Македонии

Обряд очищения в древней Македонии едва ли понравился бы современным зоозащитникам. Для этой процедуры к смертной казни приговаривалась собака, причем казнили ее весьма жестоко. Несчастного пса разрубали пополам, переднюю часть клали с одной стороны дороги, заднюю – с другой. Между ними выстраивалось войско, отдельно фаланга и конница, после чего воины начинали громко орать, бить копьями в щиты, призывая бога войны Ареса (собака, кстати, была одним из его атрибутов) очистить блестящее воинство от прежних и будущих прегрешений, погасить все старые и новые ссоры, направить, в конце концов, на путь истинный.

Пути истинного, однако, не получалось. Из источников нам известно, как минимум, о двух обрядах очищения, и оба вместо благодарности Ареса вызвали его нешуточный гнев.

Летом 323 года до нашей эры через несколько дней после смерти Александра Македонского среди его приближенных вспыхнула борьба за власть – наследники великого царя принялись яростно выяснять, кто из них первый, кому править огромной империей. Тогда конница во главе с Пердиккой, одним из самых талантливых командиров Александра, вошла в противостояние с фалангой, которую возглавил еще один полевой командир по имени Мелеагр. Дальше небольших стычек дело не пошло, стороны после напряженных переговоров решили урегулировать вопрос миром, а чтобы подтвердить честность своих намерений, устроили обряд очищения. Все македонское войско – конница, фаланга, легковооруженные, слоны - выстроилось между частями тела собаки у стен Вавилона и поначалу со стороны могло показаться, что мир наступил. «Оба отряда молчаливо приветствовали друг друга и соединились, полагая, что навсегда закрепили мир и согласие», - пишет римский историк Квинт Курций Руф. Но Пердикка считал иначе. Воспользовавшись тем, что все в сборе, что на открытом пространстве у пехоты не много шансов против конницы, он приказал «выдернуть» из строя то ли 30, то ли 300 (данные источников тут разнятся) своих самых яростных врагов и бросил их на растоптание слонам. Позже был убит и Мелеагр. Обряд очищения закончился, таким образом, кровью. И крови стало еще гораздо больше, потому что уже через пару месяцев после этого «строевого смотра» началась большая война между преемниками Александра – диадохами – продолжавшаяся около 40 лет.

О еще одном обряде очищения мы знаем, благодаря римскому историку Титу Ливию. Процедуру организовал македонский царь Филипп V в 183 году до нашей эры. У Македонии тогда были сложные отношения с Римом, старший сын Филиппа Персей занимал яростную антиримскую позицию, младший, Деметрий, напротив, выступал за дружбу народов. Возможно, для того, чтобы примирить сыновей, Филипп и организовал обряд очищения. Но вышло только хуже.

По традиции разрубили собаку, между ее частями прошло македонское войско – впереди Филипп с сыновьями, затем конница, потом фаланга. После этого решили устроить потешный бой. Войско разделилось на две части, одну из которых возглавил Персей, вторую Деметрий. В яростном бою палками победил младший сын и его банда, но когда Деметрий отправился к Персею, чтобы примириться, старший сын пожаловался отцу: «Деметрий замыслил меня убить!».

Ссора между сыновьями Филиппа после обряда очищения еще больше окрепла. Вражда стала непримиримой. И в 181 году до нашей эры Филипп, поддавшись на интриги Персея, приказал убить Деметрия. Однако и у Персея не сложилось. Он возглавил Македонию в 179 году и правил чуть больше 10 лет. В конце концов проиграл войну римлянам, лишился царства, а затем и жизни. Такое вот очищение.