Автор: nekojiru.
Умение рисовать - одно из обязательных умений культурной девушки из аристократической семьи. Но среди профессиональных художников женские имена все также редки. За предыдущее столетие женщины добились некоторых прав: теперь они могут становиться членами Королевской художественной академии, могут открывать частные художественные школы. Но все еще не могут учиться в Академии художеств, дозволено только брать частные уроки.
Но век XIX - век прогрессивный, за это столетие женщины все-таки смогут добиться права получать образование наравне с мужчинами. Когда женщин, наконец, допустили до посещения уроков в различных Академиях художеств, то вход в анатомические классы и работа с обнаженной натурой им были категорически запрещены. Студентки Королевской академии в Лондоне дорвались до обнаженки лишь в 1893 году, и то, модель была частично задрапирована.
Жак Луи Давид придерживался передовых взглядов, уже в конце XVIII века он преподавал девушкам живопись, убеждал выставлять свои работы в Парижском салоне. Одной из его учениц была Мари-Дениз Вильер. Ее картина "Рисующая молодая женщина", возможный автопортрет художницы, долгое время приписывалась Давиду.
Еще одной известной ученицей Жака Луи Давида была Мари-Гийемин Бенуа. Она писала не только портреты и семейные сцены, но и исторические сюжеты, не смотря на то, что это считалось мужской прерогативой.
Еще одна француженка, Генриетта Лоримье, была ученицей известного живописца Жана-Батиста Реньо. Ее трогательные и нравоучительные полотна пользовались популярностью, художнице благоволила сама императрица Жозефина.
Детство англичанки Ролинды Шарплс прошло в Америке, но после смерти отца в 1811 году Ролинда с матерью и братьями вернулась в Бристоль. Ее родители были художниками, образованием дочери занималась мать, это ее Ролинда изобразила на своем автопортрете.
Элизабет Сиддал прожила небольшую жизнь, всего 32 года. Но оставила большой след в искусстве. Правда, следует признать, что оставила она его в большей степени как натурщица, а не как художница. Необычная красота девушки из рабочей семьи привлекла прерафаэлита Уолтера Хоуэлла Деверелла, и благодаря ему Элизабет оказалась на картинах таких художников как Джон Эверетт Милле, Уильям Холман Хант, Данте Габриэль Россети. Последний, кстати, стал ее мужем.
Отец Розы Бонёр был художником, художниками стали все дети семьи Бонёр, включая девочек, однако, успеха достигла лишь Роза. Она стала художником-анималистом, и эта стезя принесла ей и финансовое благополучие, и широкую известность. Роза Бонёр была лесбиянкой, курила и носила брюки, для чего каждые пол года оформляла специальное "разрешение на переодевание", поскольку женщинам законом было запрещено носить мужскую одежду.
Марианна Норт родилась в семье богатого землевладельца, но к ужасу викторианского общества, вместо достойной леди стала ботаником, путешественницей и художницей. На ее счету несколько открытий доселе неизвестных растений, а ее ботанические иллюстрации были необычайно популярны. На свои деньги Марианна Норт построила галерею на территории Ботанических садов Кью в Лондоне, где по сей день можно увидеть ее картины.
Мари Бракемон родилась в небогатой семье, они много переезжали, пока не осели в Этампе, недалеко от Парижа. Там Мари стала брать уроки живописи у художника-реставратора. В 1857 году Мари решается выставить свою картину в Парижском салоне, картина была принята и на талант начинающей художницы обратил внимание Альфред Стевенс. Он помогает Мари попасть в мастерскую Энгра, где она знакомится с будущим мужем, графиком Феликсом Бракемоном. Не смотря на то, что сам Феликс был художником, свою супругу он не поддерживал, считал, что место женщины все-таки в семье, а не в творчестве. Под давлением супруга Мари Бракемон все-таки перестала писать.
Берта Моризо, еще одна гранд-дама импрессионизма, была дочерью высокопоставленного чиновника. Она вместе с сестрой Эдмой учились живописи у Камиля Коро, родители поддерживали дочерей в их желании посвятить себя живописи, однако, Эдма оставила творчество, выйдя замуж. А вот Берта вступать в брак не спешила, у нее был роман с женатым мужчиной - Эдуаром Мане. Эти отношения, бесперспективные и мучительные для обоих, закончились тем, что Берта Моризо вышла замуж за брата Эдуара - Эжена Мане. Писала она преимущественно портреты и семейные сцены.
Портреты и семейные сцены считаются уже вполне приличными сюжетами для женщины. Большинство художниц сосредотачивается именно на этой тематике. Как и американка Мэри Кэссет. Она родилась в семье успешного биржевого брокера и ее отце был против идей дочери стать художником, но несмотря на это, Мэри начала изучать живопись в Пенсильванской Академии изящных искусств. Затем уехала в Париж, где в 1874 году познакомилась с Дега, обретя в нем и друга, и творческого наставника. Мэри Кэссет пробовала писать в разных стилях, не ограничивая себя рамками импрессионизма, но тематика оставалась прежней. "Люблю писать детей", - признавалась она, хотя собственных детей у нее не было.
Луиза Джоплинг в 17 лет вышла замуж за государственного служащего Фрэнсиса Ромера, который был секретарем барона Ротшильда. Этот брак и покровительство баронессы помогли Луизе получить художественное образование - она училась в Париже у Альфреда Стевенса. В 1872 году после смерти первого супруга, Луиза выходит замуж за иллюстратора Джозефа Миддлтона Джоплинга. Она смогла сделать успешную карьеру портретистки, среди ее клиентов были известные и влиятельные люди, светские персоны, аристократы, дипломаты, писатели и артисты.
И это далеко не все известные женщины-художницы. К концу XIX века полноценное образование становится доступным для всех, а значит и желающих его получить становится все больше. Однако, еще сильны определенные стереотипы о предназначении женщин, а также стереотипы о художниках, как представителей неблагополучной "богемы". Эти стереотипы еще живы даже в XXI веке.
Лайк и подписка на канал - это хорошо)
ЧИТАЙТЕ также:
Женщины в искусстве. XVIII век