Когда тягач везет многоосную тележку по дороге, то некоторые колеса у неё иногда подняты в верх и не касаются дорожного покрытия. Как правило, это относится к грузовику без груза.
Многоосный прицеп - это устройство, у которого вместо одной колесной оси их много. Скажем, две три или больше в зависимости от его назначения и предполагаемых нагрузок.
Делается это для того, чтобы при нагружении распределить вес груза на несколько осей и уменьшить его воздействие на одну колесную пару. Тем самым уменьшается её износ и упрощается изготовление каждого конкретного узла конструкции. Кроме того, уменьшается и давление на дорожное покрытие.
Кто-то считает, что схема с поднятием колес используется в случае какой-либо поломки или аварии. Например, от удара заклинило амортизатор и колёсная ось так и осталась висеть в воздухе. Или же колесо проткнулось и проще его поднять, чем заменить на новое.
На самом же деле, колёса поднимают не для этого. Это стандартная процедура, которая призвана уменьшить сопротивление качению тележки, исключить излишний износ элементов оси и покрышек, и уменьшить расход топлива.
В физике есть так называемая сила трения. Она появляется в случаях, когда мы тащим деревянный кубик по столу или волочим доску по асфальту и появляется из-за неровностей поверхности и электромагнитных взаимодействий.
Есть ещё и сила трения качения, которая хоть и меньше силы трения скольжения, но всё же существует и оказывает ощутимое влияние в случаях таких масштабных конструкций, как фура.
Чем большее количество колёс катится по асфальту, тем больше эта сила трения.
Она формируется в нескольких точках - в подшипниках колёс, в точках взаимодействия колеса и асфальта и в подвижных соединениях самой оси или полуоси. Только на первый взгляд кажется, что подшипник не оказывает никакого сопротивления качению. Это относится и к колесу, которое едет по асфальту. Несмотря на очевидную плавность движения, сопротивлению качению всё-таки есть всегда.
Кроме того, существует такое понятие, как инерция и момент инерции. Для того, чтобы раскрутить каждое колесо до нужной скорости, потребуется затратить энергию, а значит и топливо. При этом остановить такое колесо тоже сложно из-за его инерционного движения.
Помимо этого покрышка регулярно деформируется и на это сжатие тоже расходуется некоторое количество энергии.
Эти потери могут привести к снижению эффективности работы установки более чем на 30-40%. Соответственно, логично исключить те части, которые мешают этому движению.
Самое простое, что можно сделать - это организовать систему фиксации осей в подвешенном состоянии. Конструктивно реализовать эту меру не сложно. Фиксировать колёса в поднятом состоянии любыми доступными способами, когда они не нужны. В реальности схема может быть реализована с использованием гидравлических или пневматических систем подъема и фиксации. Ведь ось грузовика весит далеко не 15 килограмм и руками не справиться.
Если грузовик везет груз, то он опускает эти дополнительные колёса, а если идёт разгруженный, то поднимает лишние оси.
В зависимости от массы перевозимого груза и загруженности прицепа, водитель принимает решение сколько колесных пар должны катиться по асфальту. Чем больше груз, тем больше осей соприкасаются с землей. Ну и соответственно ,чем меньше колес соприкасается с дорогой при движении, тем меньшие у нас потери.
-----
Советую также прочитать на нашем канале:
-----
Поддержите наш проект лайком и подпиской ;)!