В 500 году до н.э. против владычества персов восстали греческие города и полисы Ионии – западной части Малой Азии (нынешняя территория Турции). Помощь своим соплеменникам были готовы оказать эллины, проживавшие в материковой Греции. Главными центрами восстания стали города Милет, Сарды и Эфес.
Персидский царь Дарий I решил самым жесточайшим образом покарать мятеж в своих западных сатрапиях (провинциях), задействовав сухопутные силы и свой могущественный флот. К 496 году до н.э. персидский полководец Артаферн разгромил войско Эфеса, а также сжёг города Сарды и Клазомены. В 494 году до н.э. персидская флотилия (около 600 судов), возглавляемая Артаферном, разбила объединённый флот, собранный из греческих полисов Малой Азии.
После своей убедительной победы у острова Ладе войско Артаферна осадило и взяло штурмом Милет. Древний город был дочиста разграблен и полностью разрушен. Уцелевшие жители Милета и других ионийских городов по приказу Дария I были обращены в рабов и отправлены для сельскохозяйственных работ в долину Тигра.
После разрушения Милета флот и сухопутные войска Артаферна к исходу 493 года до н.э. завоевали важнейшие острова Эгейского моря – Тенедос, Хиос, Лесбос и Самос, а также практически все важнейшие города западной части Малой Азии. Персидские гарнизоны стояли у черноморских проливов, создав непосредственную угрозу уже самой Греции.
Дарий I самым серьёзным образом намеревался покарать эллинов за помощь восставшим ионийцам. Персидский царь объявил войну Греции, за оказание помощи восставшей Ионии. Но наказать он собирался не только афинян и эвбейцев, «кара возмездия» должна была обрушиться на всю Элладу.
Летом 492 года до н.э. в поход против эллинов выступил Мардоний, зять персидского царя. Персы имели около 30 000 воинов и флот до 600 боевых и транспортных кораблей. Мардоний переправился через Геллеспонт (современный пролив Дарданеллы), подчинил Южную Фракию, Македонию и остров Фасос.
После этого Мардоний решил высадиться в Аттике, чтобы напрямую угрожать Афинам. Однако во время морского перехода у мыса Афон персидский флот попал в сильнейшую бурю, нанёсшую сильнейший урон. По данным Геродота утонуло 300 кораблей и погибло до 20 000 персов. Последняя цифра явно завышена: флот персов потерял половину судов, а значит, не мог лишиться больше 15 000 воинов.
Как бы то ни было, Мардоний был вынужден вернуться в Персию, оставив гарнизоны во Фракии. Разозленный неудачей Дарий отстранил своего зятя от командования, лично возглавив подготовку к новому походу против греческих полисов. В 491 году до н.э. в Грецию прибыли персидские послы с требованием покорности.
Подавляющее большинство полисов либо признало власть Дария, либо заявило о нейтралитете в предстоящей войне. Только Афины и Спарта категорически отвергли вражеские требования и убили послов. В ответ персидский царь объявил о втором походе против непокорных греков.
Новой персидской армией примерно в 20 000 воинов (10 000 пехоты и 10 000 конницы) руководили Датис, считавшийся самым опытным полководцем Персии, и Артаферн, племянник Дария. Советником при них был находившийся в изгнании бывший афинский тиран Гиппий.
Он отлично знал структуру и организацию греческого войска, а так же отлично разбирался в запутанной внутриполитической ситуации, сложившейся на тот момент в Элладе. Именно он предложил смелый план высадки прямо на побережье Аттики через Эгейское море, не прибегая к длительному переходу по суше.
Персидская армия в начале V века до н.э. по-прежнему не имела постоянной численности и стабильного состава. В случае войны или предстоящих походов по приказу царя к месту сбора подвластные Персии племена и народы присылали свои воинские контингенты, разные по количеству, степени подготовки, боеспособности и качеству вооружения. На марше персидская армия выглядела как пёстрая и разнородная масса.
Собственно персидские воины имели металлические панцири и шлемы, копья, мечи, алебарды. Гвардия царя – «бессмертные» были вооружены лучше всех, у них даже лошади были закованы в железо. Воины персидских сатрапий в основном вооружались луками, копьями, топорами, плетёными щитами. Использовали персы и боевые колесницы, прикрепляя к колёсам серпы и косы; экипаж состоял из трех человек – возницы, копейщика, лучника.
Тактика персов в бою была шаблонна. Сначала интенсивную стрельбу открывали лучники (максимальная дальность полёта стрелы равнялась 300 метрам, с расстояния до 100 шагов они нередко пробивали бронзовые доспехи), затем в дело вступали колесницы и пехота сатрапий. Довершала разгром врага массированная атака конницы – главной ударной силы. «Бессмертные» использовались только в исключительных случаях и в критические моменты битвы, когда опасность угрожала персидским владыкам.
Слабостью персидской армии было отсутствие мощной и отборной пехоты (за исключением пешей гвардии царя), способной долго, грамотно и упорно сражаться в строю. В персидскую пехоту входили легковооруженные воины, которые умело стреляли из луков, метали копья и дротики. В ближнем бою с воинами-профессионалами они терпели поражения, также неудачей завершались попытки персидских пехотинцев-ополченцев атаковать правильный вражеский строй.
Летом 490 год до н.э. персидская армия, насчитывавшая около 16-20 тысяч человек, погрузилась на корабли (примерно 600 боевых и транспортных единиц) и, дождавшись полного штиля, вышла в море. Античные авторы оценивают общую численность персидской армии в 100-200 тысяч человек, что, безусловно, является многократным преувеличением. Отдельные античные историки и вовсе исчисляли войско Датиса и Артаферна в полмиллиона человек.
Знаменитый военный историк Ганс Дельбрюк считает, что войско персов не могло превышать 6000 пехоты и 8000 конницы, а по данным Найджела Которна персов было 25 000. Другой западный историк Келли Девриз исчисляет силы Датиса и Артаферна в 20 000 человек (из них 1000 кавалеристов).
Персидские военачальники захватили острова Наксос и Эвбея, разграбив город Эритрею. Далее персы беспрепятственно высадились на берегах Аттики. Теперь план Гиппия был прост: разбить лагерь на равнине, выбрать подходящее место для сражения с греками, чтобы можно было максимально эффективно использовать главную ударную силу персов – конницу.
С её помощью предстояло уничтожить главные греческие силы, после чего разграбить беззащитные полисы Аттику, прежде всего Афины. Военачальники Дария послушались Гиппия и расположились лагерем в Марафонской долине, готовясь к решающей битве. Персидский флот отплыл к мысу Суний, чтобы блокировать и атаковать Афины с моря.
Главный летописец Марафонской битвы – Геродот не сообщает данных о численности греческого войска, участвовавшего в битве. Более поздние историки – Корнелий Непот и Павсаний в своих трудах пишут о 9000 афинян и 1000 платейцев. Римский историк III века н. э. Марк Юниан Юстин сообщает о 10 000 афинян и тысяче платейских воинов.
Дельбрюк считает, что Афины, скорее всего, могли выставить в тот момент до 5000 гоплитов. Каждого греческого воина сопровождал оруженосец, таким образом, и выходила цифра 10 000. Однако оруженосцы редко участвовали в битве и значительно уступали гоплитам в мастерстве и боевой выучке. Поэтому рассчитывать можно было лишь на половину армии. По данным Девриза греческое войско состояло из 9600 афинских и 400 платейских гоплитов.
Обычно во время сражения каждый из гоплитов занимал около метра по фронту, частично прикрывая своим щитом соседа слева, сам же он в свою очередь был прикрыт краем щита стоявшего справа от него. Из подобного построения напрашивался вывод, что наиболее уязвимым был его правый фланг, где для усиления всё чаще находились военачальники и лучшие воины.
Сама греческая фаланга делилась на «эномотии» – отряды примерно в 25 гоплитов (в три шеренги по 8 воинов и командир позади строя). Позже «эномотии» включали в себя 30, 45 и редко 75 человек. За правильностью строя следил её командир, а за синхронные движения во время наступления, атаки, разворота и прочих манёвров отвечали флейтисты (их музыка должна была координировать ритмичные движения гоплитов).
Гоплиты имели бронзовый панцирь, шлем, кованный щит, меч, латы для защиты ног (поножи) и рук (наручи), копьё. До персидских войн гоплиты брали в бой два копья, которые метали по приближающемуся противнику. В первой четверти 5 века до н.э. греческое копьё становится основным оружием наступления. Его вес составлял до 1,5 кг, а длина – около 2-2,5 метров. Древко имело два колющих конца: собственно острие и подток (металлический штырь) на противоположной стороне. Если копьё ломалось во время боя, то обломок с подтоком становился укороченным его вариантом.
Мечи у эллинов были двух разновидностей: железные, листовидной формы, длинной до полуметра, и «кописы» – изогнутые (похожие на турецкие ятаганы). В данную эпоху меч был практически лишь на вооружении гоплитов. Классический («аргивский») щит имел круглую форму, оснащён удобной перевязью для предплечья.
Изготавливался он из самых твёрдых пород дерева, сверху обшивался многократно просоленной бычьей кожей; в центре и вдоль кромки закреплялся кованной бронзой. «Аргивский» щит был до 80 см в диаметре и до 5 см толщиной. Бронзовые цельные щиты имелись лишь у самых знатных (богатых) воинов и командиров, а также у самых сильных (для одного только удержания бронзового щита весом в несколько килограмм требовалось приложить немало усилий).
Доспехи гоплитов были четырёх основных видов: бронзовые панцири, состоящие из двух половин – грудной и спинной, соединённых между собой штифтами, бронзовые «атлетические» (повторявшие контуры тела), льняные (особо прочную ткань склеивали особым раствором в десятки слоёв) и комбинированные (льняной доспех с приделанными к нему бронзовыми пластинами).
Шлемы гоплитов также имели различия: «иллирийский» был конической формы, «коринфский» защищал всю голову и лицо, для глаз и рта делались специальные прорези (нечто подобное в средние века использовали ливонские рыцари), «фригийский» был снабжён козырьком над глазами и ушами. В качестве подшлемника использовали бычью кожу, войлок, пробковое дерево, спрессованную солому, собственные волосы, заплетённые специальным узлом.
Лёгкая пехота имела на вооружении луки, пращи, дротики, копья, облегчённые щиты. Пращники метали камни или куски свинца весом от 30 до 70 гр. на расстояние до 300 метров или более. Лучники поражали цель на дистанции до 150 метров. Метатели дротиков могли поразить противника со 100 шагов. Число лучников в греческих армиях было очень мало по сравнению с количеством пращников и метателей дротиков.
Как правило, бой начинали «застрельщики» – пращники, метатели дротиков, лучников. В их задачу входило нарушить строй противника, нанеся ему максимальное число потерь. Лёгкая пехота должна была противодействовать вражеским застрельщикам, а также всячески препятствовать продвижению фаланги противника.
Из этой тактики вытекало и классическое боевое греческое построение. Его основой был плотно сомкнутый строй фаланги, состоявшей из гоплитов. Перед фалангой россыпью размещались лёгкие пехотинцы и застрельщики, которые, сделав свою «работу», отходили за спины тяжёлой пехоты.
Главным стратегом греки избрали Мильтиада-младшего, который был недавно правителем Херсонеса Фракийского. Обычно во время войн и походов греческим войском руководили главные стратеги по очереди, меняясь в должности ежедневно. Помимо Мильтиада их было ещё семь.
Но на этот раз стратеги решили вплоть до самой битвы передать руководство всеми своими силами Мильтиаду. Это решение позволило афинянам избежать постоянной смены тактики и планов ведения компании. Мильтиад попал в труднейшую ситуацию: ни один из полисов, кроме Беотии, не решился выступить против персов.
Афины не имели необходимых укреплений для долгой осады, в городе было немало сторонников Гиппия, готовых на измену. В самый ответственный момент войско спартанцев не явилось на помощь Афинам. В Спарте проходили религиозные торжества, во время которых запрещалось покидать родину и воевать до конца полнолуния. Только лишь Платеи прислали 1000 воинов. Современные историки считают эту цифру явно завышенной, поскольку маленький полис не мог выставить одновременно столько гоплитов и наёмников.
Даже оказавшись в таком крайне невыгодном положении, Мильтиад решил взять инициативу в свои руки и выступил навстречу врагу. Он перекрыл южную дорогу, ведущую в Афины, недалеко от городка Марафон, у рощи Геракла. Место было выбрано наиболее оптимальное для противостояния пешего войска двукратно превосходящему по численности врагу, имевшего сильную и мобильную конницу.
Греки расположились в узком выходе из долины шириной в 1-2 км между горными склонами, покрытыми деревьями и кустами. Чуть позже на флангах их вырубили и использовали для строительства засек, где расположились лучники. Таким образом, персы лишились возможности использовать конницу и для лобовой атаки, и для обхода противника с флангов. Более того, персидская пехота физически не могла полноценно развернуть свои боевые порядки на узком участке фронта.
Три дня Датис и Артаферн пытались выманить греков на равнину, но безуспешно. Скоро распространились слухи, что спартанцы уже выступили в поход и спешно идут на соединение с Мильтиадом. Персидские полководцы решили атаковать афинян, не дожидаясь пока те усилятся.
Датис задумал напасть на незащищённые Афины. Для этого часть персидской конницы и лучников была посажена на корабли. Им предстояло обогнуть полуостров и войти в афинскую бухту. Намерения персов стали известны Мильтиаду, и он решился на генеральный бой.
12 сентября 490 года до н.э. состоялась знаменитая Марафонская битва. Для отражения атаки персидской пехоты, которая действовала единой массой, Мильтиад применил новаторское построение войска. Прежде греки традиционно выстраивались единым фронтом в 8-10 шеренг по 1000-1200 человек, формируя большую фалангу.
Мильтиад же разделил своих гоплитов на три части: центр (им руководили Аристид и Фемистокл), а также два фланга – правый (под началом Каллимаха) и левый (под началом Аэмнеста). Такое расположение греческих сил позволило значительно лучше и эффективнее управлять войском.
Персидская пехота приблизилась к греческим позициям и начала расстреливать афинян из луков, пращей. Тут Мильтиад предпринял очередной смелый ход, он повёл своих гоплитов в контратаку. До персов было около ста метров, эту дистанцию афиняне преодолели сначала быстрым шагом, а затем бегом.
Первые ряды плотно сомкнули шиты, вторые и третьи выставили в промежутки копья, так получилась импровизированная фаланга. Афинские и платейские воины с разбега ударили по персам, смяли их и отбросили с большими потерями. С огромным трудом Датис сумел привести в порядок свою пехоту, собрать её в монолитный кулак и бросить вновь в бой.
Персы потеснили афинский центр, который прогнулся под их натиском. Датис, чтобы развить успех, бросил на этот участок имевшуюся в его распоряжении немногочисленную конницу, лучников, охрану лагеря и свою личную охрану. Афиняне, стоявшие в центре, частью погибли, частью отступили. Персы устремились за ними в погоню.
В этот критический момент Мильтиад приказал своим флангам одновременно ударить по врагу. Аэмнест и Каллимах поднажали и взяли противника в полукольцо. Среди персов началась паника. Боясь окружения, они побежали прочь, подставив свои спины греческому оружию. Афиняне преследовали врага недолго, ведь персидская конница могла ударить по ним на равнине и разбить.
Победа эллинов была полной: бегущая персидская пехота увлекла за собой конницу и обоз. Датис и Артаферн поспешно и опрометчиво бросили свой лагерь и весь обоз. Вместе с остатками своей поверженной армии персидские военачальники устремились к водам Марафонского залива.
Достигнув стоянки своих кораблей, персы в спешке начали грузиться на суда. Тут их вновь жёстко и яростно атаковали греки, нанеся врагу немалый урон и захватив семь кораблей. Это был уже настоящий разгром самых лучших сил царя Дария.
По данным Геродота персы потеряли убитыми до 6400 человек, в то время как у афинян погибло всего 192 гоплита. Достоверно известно, что в битве пал отважный Каллимах. Древнегреческий историк Ктесий Книдский утверждает, что в Марафонской битве погиб и Датис. Однако, если верить текстам Геродота, то Датис благополучно достиг берегов Азии.
Современные историки и военные исследователи считают, что указанные Геродотом потери греков явно занижены, исходя из общей картины сражения. Общеизвестно, что в битвах древнейших времён число раненых и покалеченных превышало количество убитых в 3-4 раза.
Учитывая слабое развитие античной медицины и антисанитарные условия полевых лазаретов тех времён, можно предположить, что 35-50 % раненых в последствие погибали. Поэтому общие потери афинян и платейцев составили не менее 570-780 человек убитыми, ранеными, покалеченными и скончавшимися от ран. Ганс Дельбрюк и Ольга Бибикова общие потери греков определяют в 1000 человек.
Сразу же после битвы Мильтиад отправил в Афины гонца по имени Евкл с вестью о победе. Этот воин пробежал без остановки 42 км и 195 метров. Добравшись до родного полиса, он оповестил соотечественников: «Радуйтесь, граждане, мы победили!» После этих слов Евкл скончался. Позже, благодаря этому событию, появилась знаменитая олимпийская беговая марафонская дистанция.
Похоронив убитых, собрав раненых, оружие и трофеи, греки спешно выступили в Афины, ведь персидский флот мог в любую минуту атаковать город. Мильтиад сумел опередить врага на день. Персы не решились на высадку десанта и повернули корабли к берегам Малой Азии, забрав свой гарнизон с Эвбеи. Через день явились спартанцы – около 2000 человек. По словам Геродота, они весьма сожалели, что не приняли участие в битве, посетив Марафонскую долину в знак уважения мужества и героизма афинян.
Победа при Марафоне имела большое значение для истории Древней Греции и развития военного искусства. Угроза персидского вторжения была устранена, Афины и Аттика спасены от полного разорения и опустошения. Считавшаяся непобедимой в открытом бою персидская армия была разбита армией, уступавшей ей в два раза по численности и не имевшей конницы.
Разгром персов вновь всколыхнул освободительное движение в греческих городах. Большинство полисов, расположенных в акватории Эгейского моря, объявили себя независимыми от власти Дария. Поражение при Марафоне сильно подорвало престиж и величие Персии. Дарий, узнав о поражении своей армии, пришёл в неконтролируемую ярость.
Царь несколько дней буйствовал в своём дворце, круша одно помещение за другим. Дарий поклялся любой ценой жестоко покарать афинян и их союзников. Однако подготовка к новому масштабному походу против Эллады была прервана смертью Дария I, внезапно скончавшегося осенью 486 года до н.э.
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!