Пока отечественное кинопроизводство не является индустрией. Таковой производство может называться при выпуске 200 кинокартин ежегодно, в России пока выходит 70-80 фильмов в год, рассказал в эфире программы «Антонимы» кинорежиссёр и художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов.
Отсюда и проблема финансирования съёмок – оно осуществляется исключительно из средств государственного бюджета. И не сказать, чтобы особенно успешно: за 2019 год из 68 картин, снятых на бюджетные средства, окупились 11.
Есть ещё одна проблема: государственный Фонд кино не поддерживает проекты, за которыми нет крупных киностудий или дистрибьюторов, поясняет кинорежиссёр Арсений Гончуков. То есть, независимые кинопроизводители не имеют доступ к финансированию. Сам Гончуков имеет славу «российского Роджера Кормана» - он снимает отличные фильмы за минимальные бюджеты.
Проект «Кино России», в котором участвует примерно дюжина российских регионов, позволяет осуществлять рибейт – то есть, возврат из муниципального и регионального бюджетов киногруппам средств, затраченных в ходе киносъёмок. Это не так глупо, как может показаться – деньги уже ушли в местную экономику, а возможность сэкономить на процессе съёмок привлекает киноделов. Это доказано пилотным проектом рибейта, чей бюджет был порядка 300 млн или 30 млн на один фильм. «Кино России» осуществляется по инициативе Ассоциации продюсеров кино и телевидения, говорит её председатель правления Сергей Сельянов.
А вот для частного инвестора вариантов для вложения в российское кино нет, совсем никаких.
«Дело в том, что отечественное кинопроизводство устроено несколько иначе, чем, скажем, американская или европейская. Там на бирже активно торгуются акции таких компаний, как Walt Disney или Warner Brothers. Соответственно там можно и сформировать инвестиционный портфель из акций компаний, имеющих отношение к киноиндустрии, и сам инвестиционный фонд. У нас же не торгуются не только акции кинокомпаний, но даже и компаний, имеющих хотя бы какое-то косвенное к ним отношение. Теоретически можно притянуть за уши строительные компании, транспортников, химические корпорации (всё же киноплёнку из чего-то надо делать). Но это именно за уши. Влияние кинопроизводства на финансовые показатели таких корпораций настолько опосредованно, что может быть отнесено к ничтожно малым. Спасением могли бы послужить акции кинотеатров или корпораций, занимающихся кинопрокатом. Но и таковых на отечественном рынке акций нет. А если что-то и появится, то это будут бумаги со столь невысокой ликвидностью, что формировать из них инвестиционный портфель – это уже занятие для любителей ходить над пропастью по колючей проволоке», – поясняет Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».
Естественно, мы не рассматриваем разного рода «серые схемы», по которым, если верить публикациям в СМИ, находит финансирование для своих шедевров Александр Невский (Курицын).
Хотя, есть вариант: Фонд поддержки кино «Кинопрайм», учреждённый в 2019 году Романом Абрамовичем. Фонд готов вкладывать в каждый проект не больше $2 млн, что, впрочем, хорошие средства по российским меркам. В сентябре прошлого года «Прайм» отчитался об итогах деятельности: из трёхсот заявок принято 27, проинвестировано 1,5 млрд рублей (это вдвое ниже планировавшихся вложений); треть картин, получивших финансирование, – дебютные.
В число экспертов фонда «Прайм» режиссёры Павел Чухрай, Алексей Федорченко и Алексей Попогребский, сценарист Алексей Казаков, кинокритики Антон Долин, Лариса Малюкова, Стас Тыркин, журналист Иван Кудрявцев, продюсеры Александр Роднянский и Сергей Сельянов.
На что же нужны деньги российским киноделам? Как говорят информированные источники, в среднем съёмочный день проектов на «Первом канале» стоит от одного миллиона рублей. Гонорар оператора-постановщика – от 300 тысяч рублей в месяц. Актёры: неизвестные – от пяти тысяч рублей за смену, средней руки – 30–60 тысяч в смену, известные – 100–150 тысяч в смену, работа звёзд кинематографа стоит от 300 до 500 тысяч. Массовка довольствуется суммой в 500 – 1000 рублей. Режиссёр получает больше оператора, художник меньше оператора. Но многое зависит от проекта.
Это только на съёмочную группу, а есть ещё изготовление декораций и аксессуаров, пошив костюмов. До этого нужно написать, а потом, часто, переписать сценарий – это тоже денег стоит.
По последним данным, «Первый канал» и Роскосмос готовы потратить 2 млрд рублей на съёмки фильма на МКС, куда полетят актриса Пересильд и режиссёр.
Константин Барановский