Двигательный навык - приобретенное движение в результате многократных повторений, доведенное до автоматизма.
Совокупность двигательных навыков обеспечивает технику спортсмена.
Физиологической основой двигательного навыка является условный рефлекс.
Двигательные рефлексы базируются на рефлексах первого рода (сенсорные) и рефлексах второго рода (манипуляторы). Рефлексы второго рода и формирует двигательный навык.
Стадии формирования двигательного навыка:
1. представление - в КБП формируется образ движения на основе рассказа и показа.
2. генерализация - движение не четкое, не экономично, ВКПБ возбуждение по двигательной зоне рассеяно - вовлекаются не нужные группы мышц.
3. Концентрациивозбуждение концентрируется только в необходимых центрах, движения более четкие, экономичные, стабильные.
4. стабилизация - движение правильное, помехоустойчивое.
5.автоматизации - спортсмен не думает о движение. Возбуждение из верхних слоев КБП переходит в нижние, в долговременную память, а внешние свободны для решения тактических задач.
Формирование двигательного навыка идет в следующих условиях:
1. обучать одному двигательному навыку.
2. давать обратную информацию
3. в КПБ должна поддерживаться оптимальная сила возбуждения
4. не должно быть посторонних раздражителей
5. постоянноеповторение движения, до автоматизма.
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.
1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия.
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении.
Эти представления должны включать:
- зрительный образ двигательного действия, возникающий на основе наблюдения;
- логический (смысловой) образ, основанный на знании,получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;
- двигательный (кинестетический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта
4. Практическое опробование в упрощенных условиях.
5. Выполнение в игровой деятельности.