Найти тему

Мистическое творение Твардовского

Оглавление

Обзор поэмы (2008)

                                                     Обложка книги Твардовского
Обложка книги Твардовского

Поэма "Тёркин на том свете" вышла в середине 1950-х годов и стала ещё одним программным произведением Твардовского. Первоначально он планировал написать её как последнюю главу поэмы "Василий Тёркин", но замысел вырос в самостоятельное произведение, в которое также вошли некоторые не прошедшие цензуру отрывки из "Василия Тёркина".

Содержание поэмы своими словами

Главными героями произведения являются: Василий Тёркин, его друг по войне, комендант того света генерал-покойник, зам-редактора, критик "Гробгазеты", кандидат потусторонних наук, оратор, Верховный начальник Особого отдела, врач этого света.

Оказавшись без сознания в больнице, Тёркин пережил клиническую смерть, попав на тот свет в возрасте 30 лет. Помещение там напоминало ему метро, куда не угодить ни одной бомбе. Василий сильно удивился чистоте и стыдился тому, что "у двери наследил валенками". Здесь написана была стрелка только "Вход". Сюда к конечной станции прибывали поезда с новичками. За всем этим движением строго следил генерал. Тут всё происходило по своим правилам. Комендант допросил главного героя, с каким составом тот прибыл, удивившись ему, что пришел один. Затем он велел Василию оформиться и сдать аттестат в каптёрку, написать имя, номер и дату своей гибели. Он узнал на первой же заставе при личном оформлении, что сюда попадали не совсем ещё смертельно раненые. Их отправляли в "зал ожидания".

Все поразились, что Тёркин попросил попить воды ("ещё бы пива попросил на том свете!"). Затем он прошел через Учетный стол и Стол проверки с телефоном, где его заставили написать свою автобиографию, так как совершенно не годилась книга про бойца без начала и конца. Он в итоге написал её: дед Василия сеял пшеницу с рожью, обрабатывая надел, не был заграницей, пил, не был ничем награждён и не работал над собой. Когда у него потребовали фото родни, то он не дал, так как отдал все фотографии своей старой знакомой. Зато Тёркин сдал отпечатки пальцев и прошел с успехом Стол Медсанобработки, ведь в Вечность не допускали без подписи врача.

Автор считал, что везде был виновен солдат, в том, что нет воды во фляге, в скупости старшины, в холоде, падении снаряда и за всё он должен отвечать на том свете вместо живых. В итоге на Тёркина написали "Дело" в объёме 3 тетрадей. Проверяющие сомневались, что Василий мёртв, потому что от него несло потом с табаком. Затем он принял душ с мёртвой водой. В вечность уходили бесконечные коридоры с семафорами. Мертвец-подшивальщик бумаг послал главного персонажа знаком заведённого за ухо пальца на другие двери, где ему отказали в месте, будто коек на базе нет. Он очень хотел выспаться. Ему отметили пропуск и Тёркин даже хотел занести жалобу в специальную книгу жалоб. Затем Василий попал на приём к заместителю главного редактора "Гробгазеты".

Он отправил героя в "Отдел писем без ответа". Зам был сам себе Глав и Лит, правил статьи. Тот мучился, потому что живым оторвался от коллектива. Тёркин полагал, что у него "мёртвый дух" ("Помещенья вроде ГУМА, Ходишь, бродишь, как дурной, Только нет людского шума, Всюду вечный выходной"). Тщетно он искал для себя место, проходя мимо помещений и кабинетов. Вскоре Василий встретил друга, с которым он воевал на фронте в 1941 году, шел от Бреста на восток. Товарищ не обрадовался их встрече. Будучи экскурсоводом, он объяснил ему, что где они находились, существует 2 света, один из которых был буржуазным.

В них были разные порядки, быт и нрав. Везде вечный покой и капитал без роли. Здесь подъём, а на буржуазном свете - отбой. Тёркин признался, что хотел бы остаться на войне и не умереть: "Смерть, Она всегда в запасе, Жизнь, Она всегда в обрез". Друг же привык быть на том свете, считая его "лучшим и передовым". Он объяснил, что здесь ни холод ни жара, а воды нет, так как на неё нет спроса. Здесь также нет ни ада ни рая. В буржуазном свете все правила были очень шаткими, всё - дурман и толпа, а тут - колонна. Там всё было организовано строго по отделам. Военный отдел служил образцом с армейской звездой. В Гражданском отделе выясняли, кто был похоронен с оркестром, а кто без него, с профкомовской путёвкой, а кто при свечке с крестом. Все там играли в домино, ни о чем особенно не задумываясь и молча. Курили без дыма.

                                                     Иллюстрации к поэме
Иллюстрации к поэме

Заседало вечно Преисподнее бюро. Один и тот же человек звонил сам себе и говорил и от лица начальника и от подчинённого. Члены профкома обсуждали проект романа. Тёркин увидел и кандидата прахнаук и "Пламенного оратора" с таблицей. По рассказу друга на том свете все были руководителями, без подчинённых. Товарищ дивился желанию Василия выспаться, ведь их вечный сон уже начался. По его мнению тут уже ничего нельзя изменить, ведь

"здесь мир - вне Вселенной,

Да по всяческим Столам

Список бесконечный

В Комитете по делам

Перестройки Вечной".

Тёркину стало скучно. На вопрос Василия об окладе друг ответил, что это условные, невидимые деньги. Они прошли мимо Особого отдела во главе с Лениным. От друга главный герой узнал про свою посмертную награду. Товарища Тёркина беспокоили его чувства быть живым. Сигнал сирены дал понять остальным, что на том свете есть живой новичок. Ещё Василий пожаловался, закурив, что не успел допить на земле, доесть консервы в землянке за рекой Угрой, а у белорусской хозяйки не доел свиного кулеша. Живого держали в "зале ожидания" чтоб умер. Главком отправлял поступающих дураков в низы. Василий решил продолжать жить и товарищ порекомендовал ему тогда уехать отсюда наверх в тормозных площадках.

В результате ему удалось уехать с того света и очнуться вновь в больнице к удивлению земного врача прямо в Новый год! Окружающие радостно поздравили его, признав общевойсковым героем. В конце поэмы автор снова в лирических отступлениях говорит от лица читателей, что данное произведение опять без финала, и что произвол поэта увести персонажа на тот свет вместо колхоза, совхоза, стройки, ансамбля грузинской пляски. Василий отличился на войне, ходил с танковыми частями. Лирик озадачил читателя в результате фразой: "Пушки к бою едут задом Было сказано не зря".

Сатира в произведении автора

Сатирическая струя, ощутимая в таких главах книги, как "За далью - даль", как "Литературный разговор" и "Фронт и тыл" (в образе попутчика "с улыбкой мягко-министерской", рьяно доказывавшего, что именно такие, как он сам, вынесли главную тяжесть войны... в тылу), в полной мере проявилась в поэме "Тёркин на том свете" (1954-1963 годы).

Использовав известную в мировой литературе фабулу (недаром выведенный в поэме редактор перестраховщик негодует на то,что её автор "новым, видите ли, Дантом объявиться захотел"), Твардовский под видом "мира загробного" сатирически изобразил сложившуюся в тогдашней стране политическую обстановку и засилье
бюрократизма.

Еще в "Василии Тёркине" упоминалась легенда о гибели героя, который успел пошутить: Жаль, - сказал, - что до обеда

" Я убитый, натощак.
Неизвестно, мол, ребята,
Отправляясь на тот свет,
Как там, что: без аттестата
Признают нас или нет?"

Как в воду глядел! В новой поэме с него спрашивают уже не только
продовольственный аттестат: как сквозь строй, должен он пройти Учетный стол, Стол проверки, Стол медсанобработки, и всюду требуют то анкетное "авто-био",то "фотокарточки...в должных экземплярах", то даже сведения "относительно мочи и солдатской крови" ("
Ну как будто на курорт мне
нужна
путёвка!"

-
дивится Тёркин).

                                             Иллюстрация к поэме Твардовского
Иллюстрация к поэме Твардовского

В поэме "с доброй выдумкою рядом правда в целости жива" - правда о зловещей бюрократической машине, существующей в действительности и стремящейся каменной стеной отгородиться от жизни, людей, их нужд. В сказке, как не раз именует автор свою поэму, реальные явления доведены до гротеска: здесь "от мала до велика все...
руководят", им "ни к чему земля и небо - дайте стены с потолком". Местный "сторожил" объясняет Тёркину:

"Тут ни пашни, ни покоса,
Ни заводов, ни станков.
Нам бы это всё мешало -
Уголь, сталь, зерно, стада.."

В своей критике "того света" Твардовский временами достигает чрезвычайной остроты.
Тот же тёркинский собеседник рассказывает о диковинном "загробном пайке":
"
Обозначено в меню, а в натуре нету".
- "Вроде, значит, трудодня?" -


восклицает герой, замечая очевидную параллель между "сказкой" и тогдашней колхозной явью. Читатель же мог подумать здесь и о других вещах, существовавших только " в меню", на бумаге (например, свобода слова, печати, собраний, "обозначенная" в "сталинской" конституции). Знаменательный ответ, полученный главным героем поэмы, когда он возмутился было волокитой: "На том свете жалоб нет. Все у нас довольны", и безрезультатное обращение в "Гробгазету".

Смысл поэмы Твардовского

Сам поэт характеризовал свою поэму как "суд народа над бюрократией и аппаратчиной". При первой попытке напечатать её она была расценена партийным руководством как "пасквиль на советскую действительность", а Твардовский - уволен с поста главного редактора журнала. В доработанном виде "Тёркин на том свете" был опубликован только в 1963 году, но с концом "оттепели" уже почти не переиздавался и не упоминался в печати.

Перед нами возникает целый реестр мнимых, абсурдных, лишенных содержания предметов и явлений: "душ безводный", "табак без дыма", "паёк загробный" ("Обозначено в меню,

А в натуре нету"). Показательны характеристики: Кандидат потусторонних

Или доктор прах-наук", "Надпись: "Пламенный оратор" - /И мочалка изо рта". Через всё это царство мёртвых и бездушных солдата ведёт "сила жизни". В герое Твардовского, символизирующем жизненные силы народа, попавшем в столь необычную обстановку и подвергшемся нелёгким испытаниям, возобладали присущие ему живые человеческие качества, и он возвращается в этот мир, чтобы бороться за правду.

                                          Иллюстрации к поэме Твардовского
Иллюстрации к поэме Твардовского

Сам автор произведения вёл непримиримую борьбу с наиболее мрачным, мертвящим наследием сталинщины, с духом слепого подчинения, косности и доведённого до абсурда бюрократизма. И делал это с позиций утверждения жизни, правды, человечности, высокого нравственного идеала. В сочетании фантастического сюжета и реалистически-бытовых деталей в изображении загробного мира реализовался творческий принцип автора:

"С доброй выдумкою рядом

Правда в целости жива".

Пригодилась информация? Плюсани в социалки!)