Найти тему

ЗАГАДКИ КАРТИН

"В истории искусства больше нет места для героев, все уже давно открыто и изучено. Остается только гулять по давно проложенным тропам" - такие мысли иногда посещают студентов - искусствоведов, а зря.

Секретов, тайн, загадок еще очень и очень много.

Одна из них как раз касается одной из работ гениального художника Рафаэля Санти.

Кого же изобразил Рафаэль на картине "Девушка с единорогом"?

Одно из предположений: белокурая красавица - это Юлия Фарнезе, молодая возлюбленная папы Александра VI Борджиа.

Легкое сходство с другими портретами Юлии действительно есть.

И все же. Холст можно датировать 1505-1506 годом. Вряд ли бы стал Рафаэль в это время писать портрет Юлии Фарнезе, ведь святой отец уже пару лет тому назад ушел на встречу к своему высокому начальством.

Да и в Риме Рафаэль пока не бывал.

Другая версия - это портрет Магдалены Строцци - Дони (да, да, той самой супруги Аньоло Дони, заказавшего единственную картину Микеланджело). Время написания, стиль, поза - совпадает все, кроме цвета глаз, волос и возраста.

Сравните сами. Портрет Магдалены, написанный Рафаэлем в 1506 году в каруселе.

И тем не менее, можно смело утверждать, что портер связан с тайной историей любви по нескольким причинам.

Девушка изображена с единорогом, символом целомудренности. Его часто изображали на свадебных портретах.

В коллекцию Боргезе он попадает вместе с приданным Олимпии Альдобрандини.
Овдовев после брака с Боргезе, она выйдет замуж за Камилло Памфили, который ради нее откажется от кардинальского титула.

А будучи еще в девичестве, Олимпия проявит большую страсть ко всяким тайным любовным историям, что будет сильно раздражать ее дядьку -кардинала.
Вполне возможно, что картину она приобрела вместе с историей, которая для нас не сохранилась.

И еще одна причина.

Картину изменили.
Если посмотреть на эту картину до реставрации 1935 года, именно эта фотография первая в каруселе, то можно увидеть, что вместо единорога в руках у белокурой дамы колесо с гвоздями и пальмовая ветвь - символы Святой Катерины Александрийской, которая тоже была белокурой.

Возможно, картина начала разрушаться, и ее таким образом "подлечили". А возможно, несмотря на прошедшие десятилетия, все-таки нужно было стереть из памяти историю, связанную с изображенной красавицей, тайна которой так пока и нераскрыта.