Чего только не напридумывают рыболовы любители, придирчиво относящиеся к покупке нового удилища для спиннинговой ловли. Везде они видят брак и думают, что их обманывают. Недавно произошел смешной случай с одним моим знакомым. Он купил спиннинг и понес его возвращать в магазин, из-за зазора в стыке. Я думаю многие рыболовы не знают про то, какие бывают стыки и для чего в них производитель оставляет зазор. Об этом я хочу рассказать вам в данной публикации.
Встретились мы с ним в магазине, смотрю стоит с новым спиннингом.
Обнову покупаешь? - спросил я его. И хотел уже поздравить с приобретением новой игрушки.
Нет, бракованный вот продали. Сдать принёс!- отвечает он мне грустным тоном.
А что не так? - я спросил. Дай посмотреть, удилишко то...
Смотри вот, до конца не насаживается. Стык бракованный - отвечает он.
Я аж удивился. Давно с таким смешным моментом не сталкивался, уже лет десять наверное.
Взял я его спиннинг и посмотрел. Ничего криминального не вижу. Всё вроде бы в норме. Кольца в порядке, стоят ровно. Катушкодержатель тоже в норме. Стык не стучит, сидит как влитой. "Всё в порядке!" - говорю я ему. А он не унимается и настаивает на том, что в стыке брак. Брак потому, что не насаживается до конца.
Как говорится у каждого свои тараканы в голове. И пришлось ему объяснять почему так делают стыки. А стыки на спиннингах бывают нескольких типов: верхний, нижний и шпигот. Вот их описание и фото того как они выглядят:
- Over Steek / Put Over – это когда нижнее колено, вставляется в верхнее. Вершина одевается на комель. В современных углепластиковых спиннингах, такое соединение встречается очень часто. Его используют практический все производители в бюджетных и даже в дорогих сериях. Актуальность его, заключается в стоимости изготовления. Это самый простой и дешевый вариант для производителя.
- In Steek – это когда верхнее колено вставляется в нижнее. В основном такие соединения можно встретить лишь в недорогих стеклопластиковых штекерных спиннингах. Постепенно этот вид соединения, как мне кажется отмирает. И я думаю, что вскоре от него и вовсе откажутся.
- Spigot Joint – этот вид соединения сделан через специальную вставку из того же материала, что и бланк спиннинга. На русском языке, его называют Шпиготное соединение. Суть в том, что в нижнюю часть бланка, вклеен толстый карбоновый штырь, на него и садится верхнее колено.
В первом и втором варианте производитель всегда оставляет зазор, небольшое расстояние которое компенсирует износ соединения в процессе эксплуатации. Именно этот зазор, мой знакомый и посчитал браком. Дело в том, что предыдущий спиннинг у него был без декоративной обмотки и внешне все выглядело проще. А с намоткой ему стало казаться, что спиннинговое колено "не садится до конца", как он посчитал:
Для чего же делается этот зазор-запас? Делается это, для того, чтобы не получилось так, что колено стало вылетать из стыка по причине не плотного соединения. Потому что каким бы аккуратным не был рыболов, стык все равно изнашивается и притирается. В него попадает мелкая пыль и при стыковке, она действует как абразив, истирая контактирующие поверхности. Вряд ли есть такие рыбаки, которые собирают и разбирают свои спиннинги, каждый раз нежно протирая салфеткой стык. Потому и производитель учитывая этот износ, оставляет запас в стыке примерно 5-10мм.
В соединении типа Spigot Joint - если сделать стык без зазора, ему не даст нормально садиться одна из частей бланка в которую он будет упираться. А в соединениях типа Over Steek - препятствием для нормальной посадки, как правило будет являться декоративная намотка нитки под лаком (если она есть).
Вот это, я и объяснил своему знакомому, и лишь тогда, он "включил мозг" и понял, что проданный ему спиннинг нормальный. Никакого брака в нем нет. Все сделано правильно, как задумал производитель.
Кстати слышал я истории о том как эти стыки "дорабатывали", подгоняли умельцы и в итоге портили удилища. Но это, дело даво минувших лет...