Трагедия «Король Лир» (1971) советского режиссёра Григория Козинцева считается одной из лучших экранизаций Шекспира.
Выпуск подкаста «Надо, Федя, надо!» раскроет, как Георгий Кузнецов стал плохо говорящим по-русски эстонцем Юри Ярветом и зачем на съёмках «Короля Лира» группа боролась с коровами.
Для самого Козинцева она стала вторым прикосновением к классику и своего рода продолжением «Гамлета», которого он снял в 1964. Началась подготовка к съёмкам «Короля Лира» ещё осенью 1968 года, и для этого группа отправилась в Ленинградскую область. А вот
у самого Козинцева тогда были сложности: он никак не мог найти исполнителя главной роли.
На ключевого персонажа трагедии пробовались десятки актёров, но все они режиссёра не устраивали. Мало того, Козинцев и сам не представлял, каким должен быть герой. В какой-то момент он даже запаниковал из-за того, что начал работу, не найдя артиста. Но, как часто случается в жизни, фильм неожиданно спас случай. На площадке оказался малоизвестный прибалтийский актёр Юри Ярвет, которого пригласили на эпизодическую роль.
Но почему-то Козинцеву показалось, что Ярвета просто необходимо попробовать на роль Лира.
И это было стопроцентное попадание в образ: режиссёр тут же понял, что самый важный герой у него есть.
Дочерей короля сыграли три ярких дамы. На роль старшей, Гонерильи, Козинцев пригласил Эльзу Радзиню, которая снялась у него в «Гамлете» в роли Гертруды. Тогда режиссёр был всерьёз покорён красотой и дарованием Эльзы, и решил, что обязательно должен с ней снова встретиться. Радзиня оказалась единственной из состава «Гамлета», кого Козинцев пригласил в новую ленту. Любопытно, что
Эльза Радзиня на пару лет старше Юри Ярвета, хотя сыграла в «Короле Лире» его дочь.
В образе Реганы, средней дочери, режиссёр увидел молодую актрису московского театра «Современник» Галину Волчек. Она уже появлялась в кино в небольших эпизодах, а Козинцев предложил ей героиню мощную и колоритную, харизматичную и страстную.
Коллеги его отговаривали, считая, что Волчек не справится. К тому же актрису сложно назвать классически красивой, а ведь ей предстояло стать на экране дочерью короля!
Но режиссёр настоял на своём выборе и таким образом подарил Галине Волчек одну из самых лучших её ролей.
Самую юную героиню, младшую дочь Корделию, изобразила Валентина Шендрикова, только что окончившая Щукинское училище. Для Валентины это было кинодебют, но критики позже отметили её качественную работу, а зрители хвалили.
В образах других персонажей трагедии выступили артисты, которые уже были знакомы аудитории: прибалты Донатас Банионис, Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис, а также Александр Вокач, Алексей Петренко и, конечно, Олег Даль. Оказывается,
изначально в роли Шута Григорий Козинцев хотел снять Алису Фрейндлих.
Она прошла пробы, но потом всё-таки отказалась: в 1968 году Алиса стала мамой и не захотела разлучаться с маленькой дочкой ради работы.
Второй претенденткой (именно претенденткой!) была Ольга Волкова. Она-то как раз рвалась на съёмки и даже освоила игру на флейте, но её не утвердил худсовет.
Мог бы сыграть Шута и Зиновий Гердт, но ему тоже отказали.
В итоге выбрали Олега Даля, молодого артиста, который снялся уже в ряде сильных фильмов. Но
Зиновию Гердту всё-таки удалось попасть в ленту: ему доверили озвучить самого короля.
К слову, в фильме вообще многие актёры говорят не своими голосами (в основном, их переозвучили из-за прибалтийского акцента). Так, Донатаса Баниониса озвучил Александр Демьяненко, уже не первый раз отдавший голос литовскому коллеге, а Эдгар, законный сын графа Глостера, говорит голосом Эммануила Виторгана.
Летом 1969 года начались съёмки в Ивангороде. Ещё до начала работы помощники режиссёра нашли тут крепость, которой предстояло сыграть роль владений Лира.
Крепость долгое время стояла в руинах после войны, но в начале шестидесятых её начали восстанавливать, и к середине десятилетия она стала выглядеть более-менее ухоженно и натурально.
Отдельные сцены создавали в Нарве, находящейся поблизости.
Специально для фильма крепость в Ивангороде изменили: выстроили уникальные масштабные декорации, на тот момент чуть ли не самые большие за всю историю советского кино. Декорации строились по-настоящему, без халтуры, и безусловно, потребовали и огромного труда, и колоссальных средств. На Нарвском заводе отлили настоящее артиллерийское средневековое орудие длиной пять метров и создали бочкометатель, который полноценно действовал. А из Ленинграда доставили подлинные кареты, в которых на съёмках путешествовал король.
Местные жители тоже включились в работу: они не только помогали возводить декорации, но и с большим удовольствием снимались в массовках.
Всего в съёмках приняло участие более 1 500 человек!
Многие эпизоды снимались целыми днями и ночами, хотя после финального монтажа они превратились в 10-15-секундные сцены.
Но, пожалуй, сложнее всех на площадке пришлось Валентине Шендриковой. В конце трагедии король видит Корделию повешенной. Чтобы не рисковать здоровьем молодой исполнительницы, Григорий Козинцев вызвал на съёмки четырёх спортсменок-каскадёрш, которых предполагалось снять в этой сцене с разных ракурсов. Но потом стало ясно, что трюк не получится: режиссёру хотелось, чтобы в кадре непременно было лицо погибшей Корделии крупным планом, так что
Валентине всё-таки пришлось несколько секунд провисеть на верёвке.
В 1970 году «Король Лир» вышел на экраны. Историческая картина из средневековой жизни вошла в число популярнейших лент года:
в 1971 году её посмотрело почти 18 миллионов зрителей.
Фильм хвалили даже на западе, а Григорий Козинцев получил несколько наград и лестные отзывы от европейских критиков. Отдельно отмечен был и Юри Ярвет, создавший чуть ли не канонического шекспировского героя.
А как вы считаете, что удалось показать Григорию Козинцеву лучше: трагедию властителя или трагедию отца?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Теперь в подкасте также выпуски в новом формате — дискуссии о советских фильмах с автором канала Блог-монолог. Присоединяйтесь к нам, мы ждём ваших комментариев!
В новых выпусках:
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):
История о том, как из Бронислава Брондукова сделали героя-любовника: