Приближается долгожданный летний отпуск🌴, и каждый учитель уже напридумывал для себя множество задач, решить которые необходимо успеть, пока новый учебный год не накрыл с головой.
А что почитать в поезде, самолёте, на дачной веранде или пляже?
Кафедра филологии подготовила статью о летнем чтении учителей📚.
Звенят последние звонки, заканчиваются уроки в школах… И это значит, что у учителя начинается новый этап жизни, связанный не только с дачей, путешествием, родственниками, генеральной уборкой, но и с саморазвитием, планами на будущий год. Именно в летний отпуск у нас появляется много свободного времени, когда не торопясь можно перечитывать художественную литературу и набрасывать идеи к будущим урокам, изучать методическую литературу, готовить дидактические материалы. Кафедра фиолологии предлагает вашему вниманию список книг современных авторов, которые могут оказаться полезными каждому.
- 1. Нина Джексон, «Классный учитель. Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии».
Нина Джексон — английский педагог, специалист по работе с детьми, которым нужен особый подход. Она специализируется на дислексии, дисграфии, СДВГ и аутизме. Впрочем, опыт успешно переносится и на детей, которые не имеют таких особенностей, но по тем или иным причинам сталкиваются иногда с проблемами в обучении — то есть, в общем-то, на всех.
Книга хорошо структурирована и концентрируется на практике: здесь предлагаются конкретные советы, что делать в тех или иных ситуациях, разбираются кейсы и составляются списки причин, решений и вариантов. Есть даже плейлисты с музыкой, рекомендованной для использования во время занятий. Кстати, Нина Джексон посвятила свою магистерскую работу тому, как музыка помогает усваивать информацию.
2. Джон Готтман, Джоан Деккер, «Эмоциональный интеллект ребенка».
Книга Джона Готтмана, известного профессора психологии из Вашингтонского университета, и его соавтора Джоан Деккер, ориентирована в первую очередь на родителей, однако пригодится и учителям, которые хотят не просто делиться знаниями по своему предмету, но и сделать так, чтобы ученикам действительно нравилось их получать.
Часто те же самые люди, которые недооценивают психологию и её важность в образовании, жалуются на то, что дети «просто не хотят учиться» или плохо себя ведут. Эта работа об эмоциональном интеллекте рассказывает, какое значение имеют эмоции ребёнка, как развить эмпатию, как говорить о чувствах, как справляться с психологическими трудностями детей и как конвертировать всё эти навыки в успешное обучение.
3. Хосе Антонио Марина, «Воспитание таланта».
Хосе Антонио Марина — человек с опытом. Испанский философ, писатель и педагог родился в 1939 году и уже много лет занимается вопросами воспитания и образования. Эта его книга посвящена понятию, которое вызывает у человечества самые трепетные чувства — таланту. Одни верят, что выдающиеся способности просто «даруются» везучим людям, другие считают, что талант можно открыть и развить по собственной воле, было бы усердие.
По мнению Хосе Антонио Марины, у всех что-то получается лучше, а что-то хуже. Однако есть какой-то основной талант, на раскрытии которого имеет смысл сосредоточиться. В книге он рассказывает о том, как людям, причастным к развитию личности ребёнка, обеспечить такие условия, в которых его талант будет расцветать.
4. Джули Дирксен, «Искусство обучать».
Самые интересные науки могут показаться скучными, если их не умеют правильно готовить и подавать. Может быть, такое случалось и с вами — у многих есть заброшенные онлайн-курсы, недочитанные книги и чувство досады по этому поводу. Что уж говорить о детях, у которых хуже с самоконтролем и постановкой целей.
Джули Дирксен рассказывает о том, как сделать занятия интересными и как показать ученикам, что это учёба — для них, а не они для учёбы. Автор подробно останавливается на принципах работы памяти, механизмах внимания и приводит примеры успешных техник вовлечения слушателей.
Книга пригодится школьным учителям, вузовским преподавателям, руководителям компаний, а также составителям курсов и обучающих программ.
5. Дуг Лемов, «Мастерство учителя».
Дуг Лемов, в прошлом учитель и директор школы, собрал в книге проверенные методики из арсенала выдающихся преподавателей, с которыми трудился рядом или чью работу изучал. Речь пойдёт о том, как продуктивно распоряжаться временем, планировать уроки, подбирать материал и с пользой для себя и учеников использовать данные.
Также автор много внимания уделяет поддержанию дисциплины и рабочей обстановки в классе, не забывая при этом об уважении к ученикам. В этой связи книга особенно пригодится молодым преподавателям, которые раздумывают о том, как правильно выстроить отношения с классом, не впадая в панибратство и агрессивный авторитаризм.
Здесь предлагаются на первый взгляд простые практические рекомендации, которые могут существенно повлиять на то, как вас воспринимают ученики. Например, такой совет: не раздавайте тетради одновременно с указаниями. Чтобы сказать что-то важное, остановитесь, не делая ничего параллельно — так слова приобретут больший вес.
6. Елизавета Заварзина-Мэмми, «Приключения другого мальчика. Аутизм и не только».
Елизавета Заварзина-Мэмми — кандидат биологических наук, специалист по динамическому нейрофидбеку и методу облегчённой коммуникации, член мировых ассоциаций, которые занимаются поддержкой людей с аутизмом. А ещё — мать ребёнка с особыми потребностями, который не мог коммуницировать с внешним миром так свободно, как другие. Сейчас Пётр — взрослый молодой мужчина, который достиг значительного прогресса, а в 80-х годах, когда он родился, проблемы аутизма ещё не обсуждались так широко, как сегодня. Его семья предпринимала активные усилия, чтобы ребёнок научился ходить и бегать, понимать буквы и слова, общаться с другими людьми.
Своим опытом Елизавета Заварзина-Мэмми делится в книге, которая будет полезна не только специалистам, работающим с особыми детьми, но и всем, кто занимается обучением и хочет лучше разобраться в том, как работают человеческое восприятие и мышление.
7. Питер Грей, «Свобода учиться. Игра против школы».
Питер Грей — один из тех педагогов, которые предлагают вовсе сбросить школу с корабля современности и искать новые способы обучения, подходящие требованиям нынешней реальности. В частности, он предлагает отказаться от деления детей на группы по возрасту, поощрять самообучение, поощрять плюрализм мнений. А главным методом обучения и проверки полученных знаний Питер Грей считает игру — основной вид свободной активности, с помощью которого ребёнок (на самом деле, взрослый тоже) общается с миром. Детям от природы положено играть и исследовать мир — в том числе, и самостоятельно, без взрослых. В то же время сегодня у детей становится всё меньше свободы в быту, а процесс образования формализован.
Книга ориентирована на учителей, воспитателей, родителей, на тех, кто интересуется альтернативными системами образования и практикует их; на тех, кому интересна прогрессивная гуманистическая педагогика.
А если не хочется учиться, вспоминать какое-то время о работе, то в отпуске можно почитать и что-нибудь для души!
- Анна Гавальда «Просто вместе», «Я её любил. Я его любила».
- Мюриель Барбери «Элегантность ёжика».
- Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза», «Дети мои», «Эшелон на Самарканд».
- Марина Степнова «Женщины Лазаря».
- Евгения Некрасова «Калечина-малечина».
- Григорий Служитель «Дни Савелия».
- Бетти Смит «Дерево растёт в Бруклине».
- Сергей Кузнецов «Учитель Дымов».
- Александра Николаенко «Небесный почтальон Федя Булкин».
- Марина Ахмедова «Камень. Девушка. Вода».