Найти тему

Великий американский художник, которого любили зрители, но не критики

Американца Эндрю Ньюэлла Уайета (1917-2009) можно назвать крупнейшим художником XX века. Со своим столетием у него были непростые отношения – мастер остался совершенно равнодушен и к кубизму, и к абстракционизму, и к сюрреализму. За что и получал от критиков – Уайета называли ретроградом и даже художником для домохозяек.

Сейчас читать такое странно. Во внешне реалистичных картинах Уайета гораздо больше тайны, чем в абстрактных узорах его соотечественника и современника Джексона Поллока, разбрызгивающего краску по холсту. Многие из них напоминают сны, то умиротворяющие, то тревожные.

Странное напряжение чувствуется в самой знаменитой картине Уайета, ставшей его визитной карточкой. Казалось бы, «Мир Кристины» - это всего лишь лежащая в поле неподалеку от своего дома женщина. Вроде бы спокойный мотив. И одновременно картина полна напряжения. Художник написал свою соседку Кристину Ольсон. Еще совсем молодой, в 26 лет, она очень тяжело заболела и практически перестала ходить. Передвигалась она ползком. Один из таких моментов и изобразил Уайет. При этом внешне ничто в полотне не говорит о ее инвалидности.

Такой же напряженной двойственности полна и картина «По течению». На ней друг художника, рыбак Уолт Андерсон, спит в лодке. Но перед нами будто древний обряд викингов, отправлявших покойников в мир иной по морю.

Главное в его картинах остается за кадром. Зритель пытается «дорисовать» их, но тайна всегда остается. "Я ищу реальность, настоящее чувство предмета, всю текстуру вокруг него ... Я всегда хочу видеть что-то в третьем измерении ... Я хочу оживить объект", - писал Уайет. И, на наш взгляд, ему это удавалось.
Хельга
Хельга

Керосиновая лампа
Керосиновая лампа
Подмороженные
Подмороженные
Бычок
Бычок
Охотник
Охотник
Сын Альберта
Сын Альберта
По течению
По течению
Сири
Сири
-9
Далекое
Далекое
Ветер с моря
Ветер с моря