Американца Эндрю Ньюэлла Уайета (1917-2009) можно назвать крупнейшим художником XX века. Со своим столетием у него были непростые отношения – мастер остался совершенно равнодушен и к кубизму, и к абстракционизму, и к сюрреализму. За что и получал от критиков – Уайета называли ретроградом и даже художником для домохозяек.
Сейчас читать такое странно. Во внешне реалистичных картинах Уайета гораздо больше тайны, чем в абстрактных узорах его соотечественника и современника Джексона Поллока, разбрызгивающего краску по холсту. Многие из них напоминают сны, то умиротворяющие, то тревожные.
Странное напряжение чувствуется в самой знаменитой картине Уайета, ставшей его визитной карточкой. Казалось бы, «Мир Кристины» - это всего лишь лежащая в поле неподалеку от своего дома женщина. Вроде бы спокойный мотив. И одновременно картина полна напряжения. Художник написал свою соседку Кристину Ольсон. Еще совсем молодой, в 26 лет, она очень тяжело заболела и практически перестала ходить. Передвигалась она ползком. Один из таких моментов и изобразил Уайет. При этом внешне ничто в полотне не говорит о ее инвалидности.
Такой же напряженной двойственности полна и картина «По течению». На ней друг художника, рыбак Уолт Андерсон, спит в лодке. Но перед нами будто древний обряд викингов, отправлявших покойников в мир иной по морю.
Главное в его картинах остается за кадром. Зритель пытается «дорисовать» их, но тайна всегда остается. "Я ищу реальность, настоящее чувство предмета, всю текстуру вокруг него ... Я всегда хочу видеть что-то в третьем измерении ... Я хочу оживить объект", - писал Уайет. И, на наш взгляд, ему это удавалось.