Обзор поэмы "За далью даль" (2008)
Поэма Твардовского "За далью даль" была опубликована в "Роман-газете" в 1961 году. Автор работал над ней ровно 10 лет с 1950-1960 годы.
За данное произведение лирику в 1961 году была присуждена Ленинская премия. Оно является одним из центральных его творений более зрелого творчества. Поэма состоит из 15 небольших глав.
Основной мотив здесь - дорога. Лирический герой отправляется на поезде в путь по просторам родной страны. В самом начале произведения мы узнаём, что этот путь через Урал и Сибирь он задумал давно. Главный персонаж вспоминает войну, разруху и хочет посмотреть на новую, отстроившуюся за мирные годы страну.
Содержание своими словами
Главными героями произведения являются: автор, его соседи по купе молодожёны, профессор, майор, старик в орденах, друг детства автора, штаб рабочих на стройке в ангаре, их начальник, бригадир.
Автор поехал путешествовать из Москвы на Дальний Восток. Он считал, что в поезде абсолютно все должны быть очень дружными словно одна большая семья. В это время шла корейская война. Поэт хвалил народ:
"В борьбе исполнен новых сил
Он в годы грозных испытаний
Восток и Запад пробудил-
И вот полмира в нашем стане!"
Он вспомнил ехавших в поездах беженцев войны и погорельцев. Поэт был в Берлине и Варшаве. Самое страшное для него - пропажа "запала" писать, будучи на вершине славы. Но он всё равно гордится этим, считая, что ещё не написал самого главного. Автор думал, что эта дорога ему поможет. Он любил не только Россию, но и весь мир, мечтая побывать в тех краях, где до сих пор не был. Для него эта поездка явилась своеобразным видом отпуска, но он продолжал писать даже в дороге. Лирик воспевал реку Волга, проезжая сначала мимо Урала. По его мнению она собрала 7000 рек от Валдая до Урала, сводя Восток и Запад. Поэт считал её серединой родины, называя реку "матушкой". Его сосед по купе, майор тоже любовался видами Волги.
Герой воевал под Сталинградом. Лирик вновь вспомнил Родину, кузницу, мать и наковальню, всю свою нелёгкую жизнь там из-за непрекращающейся нищеты. Только на работе в кузнице люди могли отвлечься от своих проблем. Автор научился быть кузнецом. Он опять вспомнил военный момент, когда эшелоны шли на запад из Урала с оружием и "гусеницами". Эти края Сибирь вместе с Уралом он называет далями. Отсюда и смысл всей поэмы. Затем поезд проезжал мимо Сибири и её лирик также считал своей родиной, так как когда-то жил в Смоленске. Там он учился. Читателя автор считал своим попутчиком, главным критиком и лучшим другом. Он не обижался, если его большие поэмы не дочитывали.
Автор очень любит слабовольного и нестойкого читателя. Поезд остановился в тайге. Поэт не мог забыть военные годы. За 3 дня пути поэт уже считал вагон своим домом. В тайне поэт сильно завидовал молодожёнам, ехавшим на край земли ради любви. Твардовский предположил, что читатель относится к нему как к пьющему бездельнику, предлагая поработать в колхозе, совхозе или на стройке. Другой читатель считал романы писателя этого пустыми. Лирик счастлив жить, служа Отчизне. Он продолжает творить лишь ради читательской любви к нему. Затем ему мерещился призрак редактора, но это всего лишь тень и сон, которые он прогоняет, потому что сам себе редактор.
Он хвалит Сибирь, полагая, что она могла бы разместить на своей земле всю Европу. Она богата своими полезными ископаемыми и рудником. Претерпели её края 3 войны и походы иртышских, томских, обских и бийских полков. По его взгляду Сибирский край соединил страну с Китаем и напомнил про лагерную песню "Александровский централ", где располагалась опустевшая тюрьма и именно там побывал сам автор, пообщавшись с местным сторожем. У поэта при беседе с собой ещё не вышел запал юности. Он сильно ценит дружбу и считает себя поистине счастливым человеком! В тайге на станции Тайшет лирик встретил своего друга детства школьных времён. Они расстались, когда уже выросли.
Несмотря на долгие годы разлуки они по-детски называли друг друга "Старик!", хотя не виделись целых 17 лет. Друг его ехал во Владивосток. Затем поэт продолжал ехать на восток, глядя на Байкал из окна и считая, что друг незримо находится рядом с ним. Скоро его попутчики заспорили о фронте и тыле, где было ещё трудней. Бывший офицер, старик в орденах считал, что в тылу легче, но майор спорил с ним на эту тему и герои по его мнению рождались в боях. Майор пояснял свой ответ тем, что отсутствие еды в тылу - это ЧП, а на фронте намного проще с жильём, всё бесплатно, есть в наличии сводки информбюро и водка. Старик думал, что в тылу легче переносить бомбёжку. Священник в разговоре одобрил мнение автора, что лучше совсем без войны.
В вагоне встречались и привереды, которые загораживали свет в проходе, храпели, пьяница тоже ехал со всеми. Ближе к Уралу молодожены заговорили. Муж не хотел терпеть унижений и поэтому оставил Москву, хотя его супруга ощущала родину, где бы она не находилась в данный момент. Вскоре они вышли на ближайшей остановке. Потом автор посетил реку Ангару, следя за штабом рабочих, перекрывающих её. На это грандиозное событие на мосту собрались корреспонденты и другие люди. Самосвалы выгружали скальные породы, бросая их в реку. Поэт восхищался их трудом, считая их трудовой семьёй. Художник рисовал Ангару.
Поэт активно встаёт на защиту унижаемых неучами сибиряков. Ему дорог и Урал, и Сибирь, и Москва. На возможную критику соседей по купе поэт ответил, что летает на самолёте в Братск и на Ангару, где работал гидрострой. Он вновь там посетил тюрьму. Лирик хвалил Дальний Восток, называя его "лесным, зелёным, горнопрудным". Автор призывает молодёжь не оставаться на родине, если карьерный успех ждёт в Москве или другом городе страны. По его мнению Владивосток с Ленинградом родственны, так как там служат моряки. Приехав во Владивосток, у Тихого океана поэт передал поклон от батюшки Урала, Байкала, Ангары и Сибири. Затем он хвалит Ленина и его эпоху. Вождь никого не учил творить богов. Он считал его отцом, чьё слово - Закон. Ленин мог разгневаться на целые народы. Лирик был уверен, что все обязаны вождю победой большевиков и коммунизма.
Он снова вспомнил родной Смоленск и свою тётку Дарью. Смерть Ленина поэт как и все, очень глубоко переживал. Лирик относился к нему как к бессмертному вождю. После этого время изменилось и люди стали намного добрее. Поэт вспомнил песню с поля. Он хотел быть похожим на Ленина. В поэме автор славит Родину. В финале ему кажется, что 10 суток пролетели будто 10 лет. Здесь снова как и в поэме про Тёркина нет ни развязки ни завязки сюжета. Писатель вновь говорит с читателем-критиком, его лучшим близким другом, отцом и наставником, льстецом и прокурором. Автор полагает, что для читателя опасно возомнить себя непризнанным гением как Толстой.
Построение стихов
В данном произведении использована ступенчатая конструкция стихов как и у Маяковского о старом друге:
"Держал,
он, вот он был
в живых.
Трудами,
войнами,
смертями.
Жары,
морозов
и харчей."
"И даль,
и жизнь,
и всё вокруг.
Ты вся - моя,
моя,
моя!"
"Тогда,
И впредь,
И до конца!
Чтоб в точку!
В душу!
Наповал!"
Языковые особенности произведения
В поэме также использованы известные пословицы: "Лиха беда - пути начало" и "Пора и честь, пожалуй, знать". Кроме того, автор часто применял и лирические отступления. К ним относятся беседа с читателем простым языком и от его имени диалоги с автором ("Литературный разговор", "До новой дали"), благодарность родине за счастье ("Так это было").
Путешествие даёт возможность лирическому герою посмотреть новые места, ощутить чувство сопричастности с другими людьми, пробуждает творческое вдохновение. Характерной особенностью поэмы является присутствие иронической интонации:
"Преодолел, взошел на гору
И отовсюду виден стал.
Когда он всеми шумно встречен,
Самим Фадеевым отмечен,
Пшеном в избытке обеспечен,
Друзьями в классики намечен,
Почти уже увековечен", -
так пишет сам Твардовский о своём лирическом герое. Достигнув славы, человек не должен оторваться от реальности, от общения, от развивающейся жизни. Герой поэмы признаётся, что край, где нет его, ощущает как потерю. Он торопится жить, стремится везде поспеть. Путешествие в пространстве становится мощным стимулом для воспоминаний - про странствия персонажа во времени.
Сибирь в восприятии автора предстаёт пустынным краем, овеянным "дремучестью суровой". Это "недоброй славы край глухой", "глухомань вековечная". Глядя на огни Сибири, лирический герой рассуждает о том, как "издалека вели сюда Кого приказ, Кого заслуга, кого мечта, Кого беда...".
В тайге на станции Тайшет лирический герой встречает старого друга. Когда-то жизнь разлучила этих двух людей. Их мимолётная встреча на станции становится определённым символом необратимости бега времени и жизни человеческой. Едва повстречавшись, герои вновь расстаются и разъезжаются в разные стороны огромной страны.
Вагонные споры, картины дорожного быта создают в поэме необходимый фон, на котором автор пытается поставить самые злободневные вопросы эпохи. Он рассуждает о карьеризме и призывает молодёжь осваивать необжитую землю. Примером такого подвижнического поступка становится судьба молодой пары, которая по зову сердца едет из Москвы работать в Сибирь. Далее, подчёркивая масштабность и грандиозность проектов освоения северного края, Твардовский рассказывает о строительстве гидростанции на Ангаре.