Роль борца за справедливость нечестным путем Юрия Деточкина стала одной из самых ярких в карьере гениального актера Иннокентия Михайловича Смоктуновского.
Есть немало сведений о том, что Смоктуновский не хотел браться за роль и режиссер Эльдар Рязанов даже два раза ездил к нему в Ленинград и на дачу, чтобы уговорить. Но тот все не соглашался – после одного фильма Иннокентий Михайлович несколько месяцев восстанавливался, так как играл по системе Станиславского, полностью вживаясь в образ.
В итоге, как мы знаем, Рязанов все-таки уговорить актера. Однажды, еще в 1970-е годы Смоктуновский сам рассказал о том, как получил роль Деточкина. По его словам, трагикомическая роль для него была нова, поэтому он боялся провала, и не сразу решился взяться за нее.
- Фигура Деточкина не только не находила во мне активного сочувствия, но показалась неправдоподобным вымыслом. Откуда у него столько свободного времени? Он ведь не только работал в страховой конторе, но и выслеживал жуликов, крал автомобили, ездил, продавал их и так далее, - рассказывал Смоктуновский. – Его поступки явно спорные. Поэтому я не понимал, как воплощать этого чудака, чтобы изложение не получило характер анекдота.
По словам актера, он не мог приехать на съемки, так как снимался в фильме «На одной планете», где работал над образом Владимира Ленина. Поэтому Рязанов и съемочная группа сами прибыли в северную столицу, чтобы уговорить сниматься в фильме «Берегись автомобиля».
- Я погрузился с головой в работу, съемочный день длился по 13-14 часов. Появление Рязанова на съемочной площадке было неуместным. Я долго отказывался сниматься в кинопробе, ссылаясь на человеческую усталость, но он и его коллеги меня не слышали. И уговорили сняться в кинопробе, - вспоминал Смоктуновский. – Я снялся крайне уставшим, но потом из Москвы посыпались звонки с разговорами о том, как удачно прошли пробы.
После этого Иннокентий Михайлович заболел, ему поставили диагноз «гипотония», из-за чего работа над фильмом «На одной планете» остановилась. До фильма Рязанова ли тут? Смоктуновский, взяв длительный больничный, отправился к себе на дачу за сотню километров от Ленинграда.
- Мне нужно было отдохнуть, подлечиться. Тогда лили дожди, кругом обложило. Хороший хозяин в такую погоду собаку не выпустит. 11 километров дороги до нашего поселка Горьковской дожди превратили в непроходимый путь. Но это не смутило того, кто сам – стихия и бедствие. Режиссер Рязанов прилетел в Ленинград и на такси «приплыл» в Горьковскую, - говорил актер.
А ведь Смоктуновский отказался сниматься, и даже не мог предположить, что Эльдар Александрович приедет к нему в глушь в такую погоду, когда актер не мог сниматься даже в фильме, к работе над которым уже приступил.
На это раз Рязанов приготовил ряд особых условий для потенциального исполнителя главной роли: сколько хочешь – будешь отдыхать, хочешь быть рядом с семьей – снимем под Москвой дачу – живи с семьей, врачи у тебя тут – будем снимать натуру тут. Даже прислугу в загородный дом режиссер пообещал нанять.
И тут вмешалась в разговор супруга актера, которая слушала монолог Рязанова. Она то входила в комнату, то молча выходила из нее. И когда гость замолчал, сказала мужу: слушай, Кеша, а ведь там хороший актерский ансамбль складывается: Олег Ефремов, Анатолий Папанов, Евгений Евстигнеев, Георгий Жженов, Ольга Аросева, Андрей Миронов. У всех хорошие пробы, аргументировала супруга актера.
- А моя что? – воскликнул актер.
- Прекрасная! – ответила женщина и уже стала уговаривать мужа согласиться на роль. Сначала ей стало жалко Рязанова, а потом она и правда увидела, что картина, которую тот собирается снимать, должна получиться хорошей.
- Хорошо, буду здоров, приеду, - нехотя сказал Иннокентий Смоктуновский режиссеру.
- Пиши расписку! – сказал в ответ Рязанов.
- Какую расписку? Я болен, - парировал актер.
- Ты пойми, мне на словах на студии уже никто не поверит, поэтому мне надо им доказательство представить.
Пришлось актеру написать расписку, и после этого он просто обязан был сняться в фильме «Берегись автомобиля!», что он и сделал.
Кстати, вот полный текст той самой расписки, благодаря которой в мире советского кино появился еще один шедевр.
«Директору творческого объединения товарищу Бицу И.Л.
Уважаемый Исаак Львович!
Через месяц я заканчиваю съемки «На одной планете» и какие-то необходимые досъемки по «первому посетителю», и я смогу быть в Вашем полном распоряжении. Эльдар дает мне на «ремонт» месяц после окончания съемок. Так что с 25-26-27 августа мы сможем начать трудиться в Деточкине.
Желаю всего доброго, с уважением, И. Смоктуновский».
Подписать на канал «КиноНытик»