Санкт-Петербург... Дача Фаберже..."Малый Эрмитаж", богатые и изысканные интерьеры, блистательная дача... все это в прошлом, сейчас одни руины. Что уж я тогда пишу с сожалением постоянно о церквях и усадьбах в глубинках, когда такая разруха во втором крупном городе нашей страны.
У меня при посещении возник только один вопрос: Зачем ее охраняет мужик с собакой??? Охранять разрушенные стены.... в такие моменты я вспоминаю старые дачи в Курортном районе, которым повезло, их выкупили бизнесмены и отреставрировали под себя. Уж лучше так, чем то, что мы увидели.
В 1900 г. ювелир Карл Фаберже обзавёлся дачей в Левашове, недалеко от Осиновой Рощи. Дом усадебной архитектуры конца XIX в. – в виде английского коттеджа – был построен по проекту арх. Карла Шмидта. В 1907 г. Карл Густович подарил усадьбу своему второму сыну, Агафону Фаберже. В том же году Агафон приступил к её перестройке, которой руководил Иван Гальнбек, работавший в фирме Фаберже художником. Обновлённый 2-этажный дом в стиле модерн был полностью закончен в 1908 г.
Современники называли эту дачу «малым Эрмитажем», ибо в ней находились два совершенно уникальных собрания – драгоценных камней и марок (311 447 экземпляров). А украшали её антикварная мебель, старинные ковры и гобелены, фарфор и бронза, гравюры, иконы, миниатюры, скульптуры.
Февральская революция 1917 года особых хлопот Агафону Карловичу не принесла. Первой ласточкой был донос, поступивший в Петроградское ЧК в апреле 1918-го. Якобы Фаберже похитил из Зимнего дворца мебель и другое царское имущество.
18.09.1918 Левашовский военный комиссар Петухов со своим помощником Новиковым и военинструктором Рудольфом Кохом на даче Агафона Фаберже производят троекратный обыск.
Агафон тайно переправляет в Финляндию жену и пятерых сыновей. Сам же остаётся в Петрограде в надежде отправить за границу наиболее ценную часть своей коллекции, спрятанную в тайнике на даче. Однако уже через полгода по новому доносу Агафона арестовывают по обвинению в спекуляции.
Вскоре после ареста ювелира до сотрудников Эрмитажа доходит весть о плачевной судьбе его дачи.
Внутренности этого прекрасного дома представляют из себя картину полного разрушения и дикого вандализма. <…> Всё положительно разграблено, печати все сорваны, всё выворочено, сломано, на части оставшейся мебели срезаны материя и кожа. Словом, охранять там больше нечего. В течение последних месяцев через дом прошло более двух тысяч красноармейцев, имевших в доме временную стоянку…».
Это страшно, мы впервые не стали заходить в само здание, т.к. опасались обвала перекрытий. Я прочитала в свежей статье на Фонтанке такую фразу: "Объект культурного наследия федерального значения находится в неудовлетворительном состоянии." Серьезно?? Неудовлетворительном? Это самое неподходящее слово для описания реального состояния дома.
Когда-то здесь кипела жизнь, когда-то здесь были невероятно шикарные интерьеры, когда-то это была усадьба ювелирной династии, известной по всему миру... и так происходит по всей стране.