В 50-х годах прошлого века начался новый этап развития ювелирной отрасли в целом по стране и в Ленинграде в частности. Этот период совпадает с периодом "хрущёвской" оттепели, времени больших надежд и планов.
В советской промышленности начинают обсуждать функциональность и дизайн выпускаемых изделий. Не миновало это и ювелирную отрасль. В Ленинграде после войны было вновь воссоздано Художественно-промышленное училище им. В. Мухиной – бывшее Центральное училище технического рисования (ЦУТР), которое было основано в 1876 г. при помощи барона А. Штиглица (сейчас Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Штиглица).
Училище начало подготовку молодых специалистов, их учили основам живописи, композиции, а также знакомили с новыми образцами зарубежного ювелирного искусства. Выпускники этого учебного заведения, начав работу на ювелирных предприятиях Ленинграда, столкнулись с устаревшим дизайном и копированием образцов дореволюционной продукции, что совершенно не соответствовало эстетике нового времени. Молодые специалисты с воодушевлением и энтузиазмом принялись искать новые формы, изучать материалы и технологии.
В Ленинграде в те года функционировали ювелирные фабрики и производственные артели. Мастера преимущественно вручную изготавливали золотые и серебряные украшения, используя полудрагоценные камни, опираясь в своих работах на стиль эпохи модерна.
Художница Юта Иоханнесовна Паас-Александрова была одной из первых, кто решился внести свежие идеи в ювелирную промышленность Ленинграда. В 1952 г. она начала работать на фабрике № 2 на Боровой улице, которая образовалась после многочисленных реорганизаций Петергофской гранильной фабрики.
Став главным художником фабрики, она пригласила в Художественный совет опытных мастеров, которые преподавали в Мухинском училище. Руководствуясь опытом старейших камнерезов города – И. Андреева, И. Суворова, которые начинали свой рабочий путь ещё на Петергофской гранильной фабрике, художница узнала технологию обработки цветного камня, влюбившись в его природную красоту и совершенство.
Впоследствии художница вспоминала, что изучение коллекций русского резного камня, хранящегося в музеях города, оказало на её творчество большое влияние. В своей работе Паас-Алексанрова старалась уйти от напыщенности и вычурности, присущей ювелирной моде прошлых лет, делая акцент на раскрытии природной красоты камня, отказывается от золочения, оставив серебру его приятный природный цвет.
В своих работах она начала использовать уральские самоцветы - яшму, родонит, халцедон и многие другие камни. Это было совершенно новое направление в советском ювелирном искусстве.
Большой вклад в развитие Ленинградского ювелирного искусства внесла и Вера Георгиевна Поволоцкая. В 1958 г. она начала работать на ювелирной фабрике в Мучном переулке, где вскоре становится главным художником. При участии Поволоцкой был разработан принципиально новый ассортимент ювелирных изделий, полностью соответствующий моде своего времени.
Художница создала лаконичные модели украшений, которые были широко растиражированы по всей стране. Они пришлись по вкусу людям и пользовались большим спросом, так как полностью соответствовали ювелирной моде своего десятилетия.
Не менее важной фигурой в становлении ювелирного искусства Ленинграда был Рэмир Владимирович Харитонов. Он пришёл работать на ювелирную фабрику в Гостином дворе, окончив Мухинское училище. На этом предприятии работали мастера старой школы, которые болезненно воспринимали всё нововведения, поэтому процесс переосмысления творчества происходил довольно сложно.
Харитонов много работал в области медальерного искусства, и именно он сыграл большую роль с становлении петербургской медальерной школы. Были и другие художники, но именно Ю. Паас-Александрова, В. Поволоцкая и Р. Харитонов оказали большое влияние на развитие ювелирного искусства в Ленинграде.
В 60-х годах благосостояние населения выросло, что дало толчок к более активному развитию ювелирной отрасли. Важным моментом стало и открытие алмазных месторождений в Якутии. Их нужно было осваивать, а имеющихся на тот момент промышленных мощностей не хватало.
В середине 60-х вышло несколько постановлений, касающихся развития ювелирной отрасли. Было решено объединить все работавшие на тот момент ювелирные организации в один завод, который назвали "Русские самоцветы". Он расположился в новом здании на Охте, собрав воедино все производства, до этого разбросанные по разным фабрикам и цехам.
Об этом периоде я расскажу в следующей публикации, не теряйте мой канал, подписывайтесь!
Для иллюстрации были использованы фото золотых серег от Ленинградского ювелирного завода.
Всех, кто хочет видеть больше фотографий, приглашаю на свой Телеграмм канал. Он называется "Украшения эпохи СССР" https://t.me/ukrashenijaUSSR
Еще публикация по этой теме: Золотые кольца Рижского ювелирного завода