Не без труда заселившись в одну из двух гостиниц Акташа (они, видите ли, группу ждали и не царское то дело - за единственный постояльцем номер убирать), я понял, что светлого времени ещё полно, и решил покататься по ближайшим окрестностям этого бывшего рудничного посёлка в самом сердце Алтайских гор.
Помимо Долины Отвалов ртутного рудника, лежащей выше по Курайскому хребту, акташские достопримечательности расположены в основном чуть южнее по тракту. Например, в 15 километрах от посёлка справа можно разглядеть руины Акташской ГЭС - её начали строить в 1960-х годах, но почему-то достроили. Краем малой гидроэнергетики Алтай не стал, а его реки по-прежнему принадлежат туристам-водникам. Самая известная из мини-ГЭС Алтая крутится и принимает экскурсантов в Чемале, ну а современная Республика примечательна как единственный в России регион, вырабатывающий только "зелёную" электроэнергию.
Впрочем, хватает всех здешних мини-ГЭС и новых солнечных электростанций дай бог на треть потребностей, причём потребностей весьма скромных в силу малолюдности и отсутствия крупной промышленности.
Акташскую ГЭС я сфотографировал неделей позже на обратном пути из Монголии. А в тот первый вечер на Чуйском тракте я отправился на расположенное чуть ближе (6-8 километров от Акташа) Гейзерное озеро. Водитель пустого минивэна, который я застопил, сразу спросил:
-А в ИНТЕРЕСНЫЕ места съездить не хочешь?
-Это в какие?
-В Джазатор. Я туда сейчас еду.
Джазатор, как я уже знал - это не какая-нибудь деталь от гидротурбины и не наркоманская примочка, а посёлок на краю Чуйской долины, в преддверии плато Укок, которое ещё Григорий Потанин называл Алтайский Памир.
Оттуда, с Укока, и знаменитая мумия Алтайской принцессы. В общем, первой мыслью было "как повезло!", второй "ох как жалко, что я уже с таким трудом заселился в гостиницу", третьей - "а впрочем что я там увижу, в этом Джазаторе, без долгого похода в горы?". Чуйская котловина и Монгольский Алтай сулили примерно те же пейзажи. В общем, мне выпала интересная возможность, и я её отклонил, хотя парень определённо был настроен меня туда довезти (не бесплатно, конечно) и даже предлагал повернуть, чтобы я забрал свои вещи из гостиницы. Но, неуверенный в правильности своего выбора, я слез через несколько километров между турбазами "Маленький рай" и "Мёны".
Гейзерное озеро в списке достопримечательностей Алтая появилась как-то очень ВНЕЗАПНО - о нём ни слова нет в путеводителях ни 2003, ни 2008 годов, но при подготовке поездки я увидел его на яндекс-фотках, а к моменту выезда она смотрело на меня своими голубыми подводными "глазами" буквально из каждого ресурса об Алтае. С турбазы "Мёны" туда проложена тропа, и когда я спросил у встречных, далеко ли идти - на меня посмотрели как на чудика.
По дороге к озеру - болото. После Крайнего Севера само это зрелище наводило на меня ужас и вызывало мокрый холод в ногах, и на Алтае воспринималось примерно как внезапный звонок о срочной-срочной работе посреди заслуженного отпуска. Но через болото заботливо уложена гать, а указатель гласит, что не обязательно лезть в его середину:
Из баннера "Маленького Рая" хозяева "Мён" сделали запретительный знак:
У озера уже ходили какие-то мужики, и один из них, подойдя ко мне, разочарованно сказал:
-Ну что, нравится? По-моему х...ня полная!
На самом деле фишка Гейзерного в том, что на фотографиях оно выглядит гораздо интереснее, чем на местности - сам не могу объяснить, с чем связан такой эффект. Выйдя на бережок, я тоже почувствовал разочарование, а при взгляде на фото думаю, как же это красиво.
Возможно, при виде кругов голубой глины на дне воображение само наделяет их движением, и разочарование именно в том, что они неподвижны. Говорят, изредка озеро делает громкое "буллль!" и выпускает большой пузырь, разгоняющий по донному илу синие волны.
Голубое озеро оно "по паспорту", Гейзерное - в путеводителях, а среди туристов я встречал название, извиняюсь, Пукающее озеро. По сути дела же это, как я понимаю, ни что иное как подводный грязевой вулканчик.
В берега озера бьют родники прямо из под камней и дёрна:
Вокруг протоптаны дорожки, кое где уложены гати, и прямо на берегу строится что-то срубное - может, вы здесь увидите уже забор и кассу:
Лесную тишину порой прерывал мелодичный резонирующий звук - на камне одиноко сидела девушка с тибетской поющей чашей и порой проводила по её краям. Когда я подошёл к камню, чтобы сфотографировать вид с него, она молча приподнялась, чтобы слезть, и я шёпотом сказал "Сидите, сидите, я сейчас уйду!", после чего она села обратно. Она явно ждала момента, когда все остальные туристы уйдут, а солнце начнёт садиться - помузицировать себе одной и духам.