Найти тему
История войн и оружия

Сражение на северном фасе Курской дуги. 7 июля 1943 г.

Фокке Вульф 190А
Фокке Вульф 190А

Советская авиация утром 7 июля провела усиленную разведку, чтобы прояснить намерения врага. Экипажам наших самолетов удалось зафиксировать усиление 41-го танкового корпуса.

Действительно противник перебросил из района Протасово к северу от Понырей 18-ю танковую дивизию и подтянул к фронту 4-ю танковую дивизию из резервной корпусной группы Эзбека. Враг перенес направление главного удара со стыка 70-й и 13-й армии на центр последнего объединения.

В советских источниках сообщается об уничтожении с воздуха помимо другой техники 154 танков и 261 автомашины, что сильно превышает реальные результаты налетов, по крайней мере, в отношении танков.

Командование Центрального фронта срочно усилило резервами угрожаемое направление. 307-ю стрелковую дивизию, которая билась на подступах к Понырям перебросили артиллерийскую дивизию прорыва, по бригаде минометов, реактивной и истребительно-противотанковой артиллерии.

Перебросили два полка малой зенитной артиллерии из состава 16-й зенад, ее сняли с прикрытия 48-й армии, где была незначительная активность немецкой авиации и прикрыли соединения 2-й танковой армии. Вся зенитная артиллерия танковой армии была объединена под руководством командира 16-й зенад.

37-мм зенитный автомат с расчетом. https://waralbum.ru/photocache/25/10/28/251028-files/251028-main.jpg
37-мм зенитный автомат с расчетом. https://waralbum.ru/photocache/25/10/28/251028-files/251028-main.jpg

Передислоцировали полки 10-й зенад, маневр зенитной артиллерии был завершен к 8 июля.

На направлениях главного удара противника плотность стволов на километр достигла 2 орудия среднего и 8 - 10 орудий малого калибра.

Танки и мотопехота противника провели пять безуспешных атак на Поныри. Почти одновременно на Ольховатку наступали соединения 47-го танкового корпуса, поддержанные люфтваффе.

К вечеру 7 июля немцы несколько потеснили советские войска. Мало что изменилось 8 июля, к вечеру четвертого дня подчиненных фон Клюге отделяло от Курса 50 км и оборудованные оборонительные позиции, занятые советскими войсками.

Немецкая авиация продолжала воздействие на советские войска, чтобы "протолкнуть" свои. Иногда немцы продвигались на несколько сот метров в глубь советской обороны, но сразу следовала контратака и отбрасывала противника.

Ла-5
Ла-5

Среди основных целей немецкой авиации были советские танки и орудия, но частые перегруппировки и смена позиций затрудняли действия вражеских самолетов. Например, гаубичные батареи вели подвижный заградительный огонь с закрытых позиций, что снижало потери от бомбежек.

7 июля части 11-й гвардейской танковой бригады подверглись налетам групп из 9 - 16 бомбардировщиков, но уничтожить удалось только один танк, конечно, поражалась небронированная техника.

В тот же день немецкие бомбардировщики не менее пять раз осуществили налеты на мощнейший советский узел сопротивления в районе Понырей. Первый налет в 10.30 совершили 30 Хе-111, советские истребители смогли нарушить их строй, экипажи сбросили бомбы кто куда и беспорядочно отошли. Почти сразу приблизились 55 Ю-87 под прикрытием почти 30 Ме-109. Краснозвездные самолеты атаковали группу на встречно-пересекающихся курсах и расстроили боевой порядок.

Ме-109G
Ме-109G

Около 19 ч две группы бомбардировщиков по 25 - 30 машин под прикрытием двух восьмерок "Фокке Вульфов" нанесли еще один удар. Помогали расчистить воздух патрули "охотников", которые барражировали за линией фронта. Немцы сбрасывали бомбы как с пикирования, так и с горизонтального полета и немедленно уходили на север.

Третья группа бомбардировщиков в составе 20 Хе-111 выполнили по 3 - 4 захода на цели. Советские истребители в этот раз даже не смогли приблизиться к бомбардировщикам, они были связаны боем на подступах к Понырям.

Немецкие 18-я танковая и 86-я пехотные дивизии к заходу солнца смогли занять северную часть города.

В сражении приняли участие бронепоезд, в район Понырей для поддержки частей 81-й и 307-й стрелковых дивизий отправили 49-й отдельный дивизион из двух бронепоездов.

Советское командование чересчур оптимистично посчитало, что уменьшение количества немецких самолетов в воздухе знаменует перелом в борьбе за господство в воздухе. Руденко в своих воспоминаниях вообще говорит, что именно благодаря действиям советской авиации удалось сбросить вражескую авиацию с неба.

Но в реальности, все рода немецкой авиации, кроме истребительной, 7 июля увеличили количество самолето-вылетов по сравнению с 6 июля. Помогла и погода, ярко светило солнце и немцы не раз вылетали на боевые задания. До наступления темноты они выполнили 1 687 самолето-вылетов, а посты ВНОС зафиксировали 2 446 или даже 2 670 пролетов авиации. Вероятно дважды отмечали пролет, когда ударные самолеты заходили на повторные заходы.

На третий день боев командующий ВВС Красной Армии Новиков направил командующим воздушных арий и командирам и авиакорпусов директиву № 502634 "Об устранении недочетов в действиях военно-воздушных сил". Он отмечал, что комсостав ВВС неправильно оценивал свои возможности и недоучитывал противодействие противника при постановке боевых задач. Часть командиров пыталась не выполнить задачу, а выполнить полет, среди личного состава не культивировалась широкая инициатива и военная хитрость, перед ударом недостаточно проводилась разведка объектов, неудовлетворительно взаимодействовали различные рода авиации.

Истребительная авиация использовалась пассивно и было слабо налажено управление по радио, истребители применяли шаблонно, а ударные самолеты имели слабую обороноспособность.

Новиков призвал развивать инициативу у командиров авиадивизий и полков, представляя им максимальную свободу при подготовке боевых операций, которые нужно проводить на основе детального плана. Истребители должны летать сколоченными парами постоянного состава и взаимодействовать во время воздушного боя. Повышалась ответственность ведомых обеспечивающих действия своих ведущих.

Лучшие летчики должны были вести "свободную охоту" за линией фронта. Для реализации задуманного требовалось время.

На 7 число штаб 16-й воздушной армии внес коррективы в действия подчиненных. Полезнее стали изменения, которые внесли командиры полков, дивизий и корпусов. Да и сами экипажи набрали опыт за два дня непрерывных боев.

Вблизи фронта развернули сеть авиационных пунктов управления. С них должны были наводиться истребители на самолеты противника. Удачным примером стали действия сводной группы из разных полков, которую возглавлял Герой Советского Союза Макаров из 53-го гвардейского истребительного авиаполка, ее наводил комдив подполковник Крупенин, дважды за 40 минут наводил советские "Яки" на большие группы вражеских самолетов.

Як-1
Як-1

Сначала 15 Як-1 расстроили боевой порядок Ме-110 из I/ZG1, не дав им прицельно отбомбиться в районе Ольховатки, потом в этом районе удалось сорвать работу около 50 Ю-87 и Ю-88.

Хотя немцы не подтвердили потерю 8 самолетов, свою задачу группа Макарова выполнила.

Советские истребители не имели вести бой большими группами, при первых атаках она распадалась на пары и четверки, а в худшем случае на одиночные машины. Таким образом, разрозненные подразделения не только не смогли причинить противнику большого ущерба, но и сами несли потери в неравных схватках. Попытки наращивать силы не удавались, не хватало четкости работы на земле и в воздухе.

Большие группы начали разделать на ударную и сковывающую, эшелонировались по высоте, это все не принесло большого успеха. Так как важнее было то, что ведущие разных подразделений четко друг друга понимали и могли придти на выручку товарищам.

Командиры полков хотя и водили в бой группы, но это не сильно спасало, так как значительная часть их не имела достаточного летного мастерства, к тому же они не умели грамотно управлять боем.

7 июля и в последующие дни группы вели наиболее подготовленные офицеры, командиры эскадрилий, их замы, командиры звеньев. В 157-м иап в четырех вылетах ведущими были Зудилов, Маслов, Боровых и Баранов, которые успели одержать победы и продемонстрировали лучшие качества летчиков-истребителей, все Герои Советского Союза, а Боровых даже Дважды Герой.

За сутки пилоты 157-го иап сбили и подбили 6 "Фокке Вульфов", при потере одного Як-9, его пилот лейтенант Тимофеенко благополучно спустился на парашюте и вернулся в свою часть.

Ил-2
Ил-2

С 7 числа советские истребители стали стараться вести борьбу не истребителями прикрытия, а с бомбардировщиками противника.

По немецким подсчетам за третий день боев был сбит 81 советский самолет (18 ЛаГГ-5, 6 ЛаГГ-3, по 8 Як-7 и МиГ-3, по 4 Р-40 и Р-39, 2 Як-1, 23 Ил-2, по 3 Пе-2 и «Бостона», 2 Ил-4).

Немцы лишились за два дня сражения по оценке Хазанова и Горбача не 5 - 11, по германским данным, а около 25 машин, из них большинство истребители.

Прошедшие за двое суток 125 воздушных боев, не показали возросшую результативность наших пилотов.

Советское командование снизило собственные потери на самолето-вылет на воздухе и на земле, всего списали за 7 и 8 июля 87 самолетов. То есть убыль сократилась в два раза, по сравнению с первыми двумя днями битвы.

Конечно, сыграло свою роль снижение активности немецкой истребительной авиации, большая часть "Фокке Вульфов" вышла из строя.

7 июля стало решающим дней в ходе наземного сражения на северном фасе Орловско-Курской дуги. Орудия всех видов в 13-й армии выпустили 3 000 т боеприпасов, не считая авиационных бомб.

Немцы подсчитали, что их авиация сбросила 1 196 370 кг осколочно-фугасных и 97 430 штук мелких осколочных и зажигательных бомб.

Советские штурмовики совершили 219 вылетов. Особо успешными были атаки противотанковыми бомбами на ольховатском направлении, тогда 30 - 40 Ил-2 из 299-й шад под прикрытием истребителей отбомбились по 9-й танковой дивизии Шеллера. По нашим данным удалось уничтожить 34 танка и бронированные машины. Вражеские танкисты отступили и рассредоточились в лощинах.

Наводил штурмовики комдив-299 полковник Крупский с одного из передовых КП 13-й армии.

Также результативные налеты в районах Бузулука и Семеновки осуществили восьмерки старшего лейтенанта Страшного из 874-го шап.

Ведущие групп получили благодарность от командования 13-й армии. Экипажи этого штурмового полка израсходовали около 500 бомб ПТАБ-2,5–1,5 на танки противника в районе Малоархангельска.

В полном объеме в бой вступил 3-й бомбардировочный авиакорпус, было сделано 235 самолето-вылетов, больше, чем за два предыдущих дня в сумме.

Пе-2
Пе-2

Девятки Пе-2 и "Бостоны" утром встретили только зенитки, потом летчики-истребители самоотверженно срывали атаки немецких истребителей.

Старший лейтенант из 517-го иап Вижунов тараном сбил вражеский истребитель, при этом погиб сам.

В целом обе стороны не смогли эффективно противодействовать налетам вражеских ударных самолетов.

Спасибо за прочтение.

Источник: Хазанов, Горбач Авиация в небе над Курской дугой.

***

Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть кэшбэк 10 % на карты "Мир" до 10.07.21 и возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.

***