После включения в состав Персии Лидийского царства уже можно было говорить о рождении новой империи. Причем эта империя находилась в самом начале своего существования, а следовательно, стремилась к расширению за счет покорения соседних государств. Следующим за Лидией объектом «внимания» нового гегемона Ближнего Востока обречена была стать Вавилония.
Другие статьи из серии "Гибель Нововавилонского царства":
Противостояние Мидийского царства и Вавилонии
Вавилон после смерти Навуходоносора
Набонид – последний царь Вавилонии
Набонид – царь-археолог
В середине VI в. до н.э. на Ближнем Востоке происходили грозные события. Мятеж Персидского царства неожиданно для всех закончился победой и сменой правящей династии в Мидии. В 550 г. до н.э. Кир II сменил Астиага на троне, победителям понадобилось несколько лет для того, чтобы «освоить» наследие побежденных, произвести замену значительной части правящей элиты и подчинить себе большинство областей некогда Мидийского, а ныне Персидского царства. Новорожденное царство оказалось еще более агрессивным, чем канувшая в Лету Мидия. Киру удалось в течение 547/46 г. до н.э. осуществить то, что не получилось у Киаксара – уничтожить Лидийское царство и захватить большую часть Малой Азии.
После включения в состав Персии Лидийского царства уже можно было говорить о рождении новой империи. Причем эта империя находилась в самом начале своего существования, а следовательно, стремилась к расширению за счет покорения соседних государств. Следующим за Лидией объектом «внимания» нового гегемона Ближнего Востока обречена была стать Вавилония. Других достойных объектов для нападения рядом с Персидской империей просто не было. Кир должен был начать войну и захватить богатые земли, если не хотел, чтобы собственное окружение избавилось от него так же, как недавно мидийская знать избавилась от не оправдавшего ее ожиданий Астиага.
Понимали нависшую над ними угрозу и в Вавилонии, в сложившейся международной обстановке необходимо было забыть про внутренние разногласия и направить все силы на борьбу с внешней угрозой. Однако олигархия Вавилонии не была сплоченной организацией, а представляла собой разнородные группы наиболее влиятельных представителей различных городов. Для того, чтобы все эти «лучшие люди» смогли обсудить проблему и прийти к какому-то общему решению, в условиях отсутствия какой-либо объединяющей их формальной структуры, понадобилось очень много времени.
Вполне трезво оценивал происходящее и вавилонский царь. Еще в 551 г. до н.э., когда стало ясно, что Астиаг вот-вот потерпит поражение в войне с мятежным Киром, Набонид обсуждал со своимИ лидийским, египетским и мидийским «коллегами» создание противостоящего Персии союза. Но «на практике» ничего предпринять не успели, Астиаг лишился трона, а Мидия, так и не получившая помощи, перестала существовать. Позднее к этой его идее вернулись, в 549 г. до н.э. Египет и Лидия заключили союз против Персии, несколько позднее к нему присоединился Лакедемон и, уже после начала Лидийско-Персидской войны, Вавилония. Однако, дальше разговоров «о совместной борьбе» и на этот раз дело не пошло, Лидийское царство пало, и Вавилон остался наедине с Персией.
После поглощения Персией Лидийского царства, говорить о существовании какой-либо сдерживающей системы международного равновесия не приходилось. Набонид пытался договориться с фараоном Амасисом, но, ожидаемо, никакой помощи от Египта Вавилония не получила. В самой Вавилонии тоже не было единства, только в 543 г. до н.э. «верхушка» Вавилонии смогла договориться между собой и убедить Набонида вернуться в столицу. Не сохранилось никаких сведений о том, какие действия предпринял царь Вавилонии для улучшения обороны своего государства. Зато достоверно известно, что первым делом он все-таки довел до конца строительство храма Эхулхул в Харране, на этот раз никто ему не возражал. Пышная церемония освещения святилища сохранилась в искаженном виде (перепутано даже имя царя-строителя) в одной из библейских легенд:
«… Царь Навуходоносор (Набонид)сделал золотой истукан высотою в 60 локтей (30 м), шириной в 6 локтей (3 м), поставил его на поле Деире в земле Вавилонской. И послал царь Навуходоносор (Набонид)собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведов, блюстителей суда и всех областеначальников, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, который поставил царь Навуходоносор (Набонид)...». «Книга пророка Даниила».
Конечно, недовольные остались, но до поры до времени они тихо «шептались по углам», не рискуя снова начинать свару. Жрецы Мардука, конечно, были недовольны тем, что «на первый план» выдвигается конкурент их бога, но публичных скандалов не устраивали и они. Относительно мотивов двигавших Набонидом современные ученые высказывают различные предположения, например распространенной является такая точка зрения: «… Хотя Набонид поклонялся традиционным вавилонским богам Мардуку, Нергалу, Шамашу и др., на первое место он постепенно стал выдвигать культ бога луны Сина, который в действительности не являлся традиционным вавилонским богом, а был по своей символике и формам поклонения верховным арамейским божеством. Так при помощи религии Набонид стремился создать могущественную державу, объединив вокруг себя многочисленные арамейские племена Передней Азии и объявив Сина вместо Мардука верховным государственным богом …» В. И. КУЗИЩИН.
Как бы то ни было, стремился Набонид создать вместо существующей в Вавилонии государственной системы что-то новое или его финансовые аферы, археологические изыски и религиозные новшества были направлены просто на обретение абсолютной власти над Вавилонией, но затеяно все это было явно не ко времени. Вавилонский царь при своем бесспорном уме и таланте к сложным, многоходовым интригам оставался представителем породившей его среды – вавилонской олигархии. Его сильные стороны проявлялись, прежде всего, в противоборстве с такими же, как он сам олигархами-аристократами, особенно, если схватка происходила в привычной для них «среде обитания». Если же наступало время прямого военного противостояния с равным по силе противником, то Набонид заметно терялся и утрачивал инициативу.
«… 17-летнее царствование Набонида доказало, что при более благоприятных внешних обстоятельствах он мог бы оказаться пригодным правителем, теперь же, в виду грозных врагов, он был неуместен … он совершенно оказался не в состоянии, подобно великому предшественнику (Навуходоносору), оценить важность исторического момента и совершающихся событий ...» Б.А. Тураев. Увы, другого царя у Вавилонии не было, время неординарных личностей, великих полководцев и дипломатов Набопаласар и Навуходоносор прошло. Олигархия, состоящая из торгашей, жрецов и высших чиновников подмяла и пожрала их преемников и оттеснила от трона независимых и талантливых претендентов, но сама оказалась не в состоянии выдвинуть на роль царя талантливого государственного деятеля, способного спасти Вавилонию. Таковым мог бы стать Валтасар, сядь он на трон после Набонида. Опираясь на вояк-халдеев и пользуясь тем, что Набонид смог изрядно прижать торгово-жреческую «камарилью», Валтасар, достань у него на то ума и воли, смог бы стать не менее сильным царем, чем Навуходоносор. Но, не судьба, не хватило времени…
После окончания войны с Лидией, Кир II довольно много времени посвятил подчинению восточных областей бывшего Мидийского царства. С 545 по 539 г. до н.э. Персии были подчинены: Дрангиана, Маргиана, Хорезм, Согдиана, Бактрия, Арея, Гедросия, Саттагидия, Арахосия, Гандхара. Воины Персии достигли южных отрогов Гиндукуша, бассейна реки Яксарт (Сырдарья) и северо-западных границ Индии. Дальнейшее продвижение границ империи на восток и северо-восток Кир, как и некогда Киаксар, счел излишним. Следующий объект для завоеваний ожидал персидскую армию на юге (или юго-западе). Причем военные действия между царствами скорее всего начались еще до того, как в дело вступили основные силы Персии во главе с Киром.
Предположительно военные столкновения начались еще зимой 540 г. до н.э., после этого Набонид отдал распоряжение о доставке статуй богов из городов Вавилонии в столицу, под защиту ее мощных стен. Последний раз подобные действия предпринимались в 625 г. до н. э. во время восстания Набопаласара против Ассирии. Есть предположение, что Набонидом не столько хотел защитить богов-покровителей, сколько захватывал их в «заложники», чтобы исключить переход месопотамских городов на сторону врага. Поэтому часть городов, наиболее защищенных и независимых, проигнорировала этот приказ царя. «… В семнадцатом году (539 г. до н.э.) в месяце... боги городов Марада, Забаба и боги [городов] Киш, Нинлиль [и боги] Хурсагкаламы вступили в Вавилон. До конца месяца улулу боги страны Аккад.... вступили в Вавилон. Боги Борсиппы, Куты и Сиппара не вступили [в Вавилон] …» Вавилонская хроника.
Главные силы Кира выступили в поход весной 539 г. до н.э., обычно это и считается началом войны между Персией и Вавилонией. Для Набонида она не задалась с самого начала, вавилонского царя преследовали предательства, уже в самом начале войны на сторону персов перешел правитель области Гутиум (вавилонская провинция на границе Мидии и Вавилонии) Угбару. Общество Вавилонии было разобщено и, по большому счету, даже не собиралось участвовать в борьбе против персов. Непонятная для большинства соотечественников религиозная политика Набонида, его длительное отсутствие и добровольный отказ от участия в общественной жизни Вавилонии превратили его в царя-изгоя. Времени на то чтобы восстановить доверие подданных у Набонида уже не было.
«… Жреческие круги, недовольные религиозной политикой Набонида, готовы были помочь любому его противнику. Вавилонские купцы также выражали недовольство, так как традиционные торговые пути находились теперь в руках персов. В Вавилонии жили тысячи представителей разных народов, насильственно уведенных со своих родных мест вавилонскими царями. Они ждали персов как своих спасителей. Подавляющее большинство населения Вавилонии, земледельцы и ремесленники, безучастно относились к военным приготовлениям Набонида и готовы были без сожаления поменять старых правителей на новых …» В. И. КУЗИЩИН.
«Борьба за умы и сердца», как и пропаганда среди войск и населения противника были придуманы не в XXI и даже не в XX в. н.э. Эти приемы манипулирования сознанием масс с успехом применялись еще в глубокой древности. Перед началом военных действий, Киром была проведена грамотная рекламная компания, иначе это мероприятие назвать сложно. Вавилонию наводнили агенты Кира, подрывная работа велась среди всех слоев населения. Персидские «агенты влияния», прекрасно осведомленные о внутренних проблемах Вавилонии, припоминали подлинные или мнимые прегрешения вавилонского царя, особенно напирая на его странные отношения с религией. А поскольку Набонид святым отнюдь не был, то очень даже было что вспомнить. С другой стороны Кир превозносился как гуманный и богобоязненный властелин, любящий своих подданных и почитающий богов. Учитывая то, что агенты Кира говорили, в общем-то, правду, о чем-то подобном жители Вавилонии и сами шептались между собой, популярность Набонида среди населения Вавилонии, и без того невысокая, упала «ниже плинтуса».
С Набонидом и Валтасаром оставались их воины, но в изменившихся обстоятельствах их было явно недостаточно. Халдейская «дружина» Валтасара прекрасно справлялась с удержанием власти, но в одиночку выиграть серьезную войну не могла. Происходящие в Вавилонии внутренние процессы лишили войско его «подпитывающей среды», количество мелких землевладельцев уменьшилось в связи с их разорением. Подобные процессы были характерны для развития Древнего мира и всегда сопровождались ослаблением военной силы, той или иной державы. Навербованные Набонидом в Заречье войска по большей части были «размазаны» по аравийским владениям царя, обеспечивая там лояльность населения. К тому же они подходили для войны с разрозненными арабскими племенами, но едва ли могли противостоять персидско-мидийскому войску. Начавшаяся война выявила слабость вооруженных сил Вавилонии. Но навербовать воинов, учитывая настроения в обществе, не представлялось возможным, и Набонид с Валтасаром остались противостоять персам во главе своих небольших наемных дружин. Это не замедлило сказаться на судьбе Вавилонии, но об этом в следующий раз.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
"История Мидии" И.М. Дьяконов
«История древнего Востока» под редакцией В. И. КУЗИЩИНА
«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский
"История Древнего Востока" под редакцией А.В. Седова
«История древнего Востока» Б.А. Тураев
Другие статьи из серии "Гибель Нововавилонского царства":
Противостояние Мидийского царства и Вавилонии
Вавилон после смерти Навуходоносора
Набонид – последний царь Вавилонии
Набонид – царь-археолог