Доброго времени суток, друзья! И да сегодня снова, по традиции, пока книга моя пишется в больших муках, я расскажу вам историю одного интересного человека. Итак, рубрика «интересные истории НЕДРЕВНЕГО МИРА» открыта!
ПОЛ КЕЙН. "ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ" - ДРУГ ИНДЕЙЦЕВ.
Канадский художник ирландского происхождения, известный своими картинами коренных народов на западе Канады и других коренных американцев в штате Орегон.
Кейн родился в Ирландии, в городе Маллоу, графство Корк. Он был пятым ребенком из восьми детей Майкла Кейна и Фрэнсис Лоуч. Его отец, военнослужащий из Престона (графство Ланкашир, Англия), служил в Королевской конной артиллерии до своей отставки в 1801 году. Затем его семья поселились в Ирландии.
Между 1819 и 1822 годами Кейны переехали в Верхнюю Канаду и поселились в Йорке, который с марта 1834 года будет переименован в Торонто. В Канаде отец Пола работал торговцем, управляя магазином спиртных напитков.
О юности Кейна в Йорке известно немного. Город в то время был небольшим поселком, в котором жило несколько тысяч человек. Мальчик уже в Канаде пошел в колледж, где около 1830 года он брал уроки живописи у учителя рисования Томаса Друри (Thomas Drury).
В июле 1834 года, Кейн представил некоторые из своих картин на первой (и единственной) выставке Общества художников и любителей в Торонто, получив доброжелательные отзывы в местной газете «Патриот». Но практически он был художником-самоучкой.
Раннее творчество. Путешествие в Европу.
Кейн начал свою карьеру в качестве художника вывесок и росписей мебельной фурнитуры.
В 1834 году, он переехал в Кобург, штат Онтарио, и устроился работать на мебельную фабрику Фримена Шермерхорна Кленча. Именно этим временем датированы первые портреты художника, на которых Пол изобразил известных горожан, в том числе, шерифа, хозяина фабрики и его жену.
В 1836 году Кейн переехал в Детройт, штат Мичиган, где жил американский художник Джеймс Боумен (James Bowman), с которым Пол встречался еще в Йорке. Боумен убедил Кейна в том, что
для начинающего художника необходимо изучение искусства в Европе.
Они собрались отправиться в Европу вместе. Но Кейн вынужден был отложить поездку, поскольку у не хватало денег, чтобы заплатить за проезд . Да и Боумен незадолго до того женился и не хотел оставлять семью на длительный срок.
В течение следующих пяти лет, Кейн путешествовал по американскому Среднему Западу, работая в разных городах в качестве заезжего художника-портретиста, посетил он также Новый Орлеан.
В июне 1841 года Кейн с деньгами, заработанными своими картинами и взятыми в долг, покинул Америку. На борту судна он отправился из Нью-Орлеана во Францию, и через три месяца прибыл в Марсель . Не имея денег, чтобы поступить в какое-либо учебное заведение или брать уроки в мастерской у известного мастера, Пол в течение следующих двух лет путешествовал по Европе и учился самостоятельно, посещая музеи и копируя картины европейских мастеров. До осени 1842 художник находился в Италии, затем переехал в Париж, а оттуда отправился в Лондон.
В Англии Кейн познакомился с американским художником Джорджем Кетлиным (George Catlin), который специализировался на картинах из жизни индейцев в прериях и теперь находился в рекламном туре своей книги, в которой кроме картин были опубликованы заметки о нравах, обычаях и условиях жизни индейцев Северной Америки. Кетлин проводил лекции в египетском зале музея на Пикадилли, где также были выставлены некоторые из его картин. В своей книге Кетлин утверждал, что культура коренных американцев исчезает, она должна сохраняться и фиксироваться, пока не перейдет в небытие. Кейн услышал в лекциях Кетлина убедительные аргументы и решил посвятить свое творчество «документированию» жизни канадских аборигенов.
В начале 1843 года Кейн вернулся в Америку, в город Мобил, штат Алабама, где создал свою студию и стал работать портретистом, с целью вернуть деньги, взятые взаймы для своего путешествия в Европу.
Художник вернулся в Торонто в конце 1844 или начале 1845 года и сразу же начал готовиться к творческой поездке на запад Канады.
Главные годы жизни
Художник совершил два путешествия по дикому канадскому Северо-западу в 1845 году, а затем с 1846 по 1848 год.
Кейн отправился в свое первое путешествие 17 июня 1845, он продвигался вдоль северных берегов Великих озер, посетил резервацию Саюджин. После нескольких недель работы над эскизами, Пол достиг Солт Санкт-Мэри рядом с озерами Верхнее и Гурон.
Он собирался отправиться дальше на запад, но Джон Балленден, сотрудник Компании Гудзонова залива (Hudson's Bay Company), находившейся в Солт Санкт-Мэри, рассказал художнику о трудностях и опасностях, подстерегающих путешествующих в одиночку через западные территории, и посоветовал заручиться поддержкой компании. У компании был конкурент - Северо-Западная компания в Монреале, открытая в 1821 году. Но весь запад территории Великих озер до Тихого океана и Орегона принадлежал Компании Гудзонова залива, которая на пустынных землях организовала около 100 форпостов компании вдоль главных торговых путей.
Кейн вернулся на зиму в Торонто, всю зиму он по своим эскизам писал картины маслом, а весной 1846 года отправился в штаб-квартиру Компании Гудзонова залива в Лачин (ныне часть Монреаля) и попросил у президента компании Джорджа Симпсона поддержки своим планам в новой поездке. Симпсон был впечатлен художественными способностями Кейна, но, в то же время, обеспокоен тем, что Кейн, возможно, не вынесет условий путешествия. Тем не менее, он выделил Кейну место в составе бригады каноэ для путешествия через Скалистые горы до форта Ванкувер и далее до форта Виктория в округе Колумбия (так канадцы называли Орегон) и поручил художнику делать картины индейского образа жизни и для него.
9 мая 1846 года Кейн отправился на пароходе из Торонто с намерением присоединиться к бригаде каноэ в Солт Санкт-Мэри. Прибыв в Солт, Пол узнал, что бригада уже уехала, и ему пришлось на борту грузовой шхуны, идущей в форт Уильям в заливе Тандер, догонять бригаду каноэ. Он догнал каноэ 24 мая на реке Каминистикуйя в 35 милях (56 км) от форта Уильям.
4 июня Кейн достиг форта Франсес, откуда и началось фактически второе путешествие художника.
Следующую остановку он совершил в колонии Красной реки (the Red River Settlement), откуда отправился на лошади в трехнедельное путешествие, присоединившись к большой группе охотников-метисов, которая отправилась на охоту на буйволов на земли Сиу в Дакоте. 26 июня Кейн стал свидетелем и участником одной из последних больших буйволиных охот, поскольку в течение нескольких предыдущих десятилетий животные, близкие к вымиранию, были почти уничтожены.
После возвращения с охоты художник продолжил путешествие на байдарках и парусных лодках из форта Норвежский дом через Большие пороги и реку Саскачеван до форта Карлтон. Для разнообразия, Кейн продолжил путешествие далее, в форт Эдмонтон, вновь на лошадях, наблюдая на этом пути еще за одной охотой на буйвола.
6 октября 1846 Кейн из форта Эдмонтон отправился в пункт следующей остановки - форт Ассинибойн, затем вновь на каноэ по реке Атабаска прибыл 3 ноября в Дом Джаспера.
Здесь Кейн присоединился к большому отряду всадников, направляющихся дальше на запад, но отряду вскоре пришлось отправить лошадей обратно в Дом Джаспера и продолжать путешествие на снегоступах, взяв с собой только необходимое, потому что перевал Атабаска был уже занесен снегом. Пройдя перевал, Кейн 12 ноября вновь присоединился к бригаде каноэ и продолжил поездку вниз по реке Колумбия.
В форт Ванкувер, главный торговый пункт и штаб-квартиру компании Гудзонова залива в штате Орегон Кейн прибыл 8 декабря 1846 года. Он оставался там в течение зимы, рисовал и изучал жизнь племени Чинуки, совершал экскурсии в другие племена.
Художник участвовал в общественной жизни форта Ванкувер. Он подружился с торговцем шерстью и канадским исследователем Петером Скен Огденом.
25 марта 1847 года Кейн на каноэ отправился в форт Виктория, который был создан незадолго до этого и стал новой штаб-квартирой компании, поскольку по Договору 1846 года были установлены новые континентальные границы между Канадой и Соединенными Штатами на западе Скалистых гор.
В долине реки Коулиц Кейн сделал остановку и оставался там в течение недели среди племен, проживающих в районе горы Сент-Хеленс. Здесь художник стал свидетелем извержения вулкана Каскад, которое, естественно, зарисовал. Это единственное известное изображение вулкана сейчас находится в Королевском музее Онтарио в Торонто. Правда, на его картине извержение вулкана на горе Сент-Хеленс показано крупным планом и с огромным драматизмом, хотя в его дневнике путешествия написано, что во время визита Кейна гора только начинала дымить.
В течение двух месяцев Кейн оставался в этом районе, живя среди коренных американцев на острове Ванкувер и в окрестностях проливов Хуан-де-Фука и Джорджия. В середине июня художник вернулся в форт Ванкувер, откуда отправился назад, на восток 1 июля 1847 года. Обратная дорога была длиною в год.
К середине июля Кейн достиг форта Уолла-Уолла. Здесь он сделал небольшой крюк и посетил миссионеров группы Уитмена, которые в то время находились в племени Каюс, живущем в этом районе. Небольшая группа миссионеров путешествовала по штату Орегон с 1836 года. В группе доктора Маркуса Уитмена находилась и первая среди белых женщин-путешественниц по континенту Элиза Харт Спалдинг. По данным доклада Кейна об этом путешествии, отношения между каюс и поселенцами миссии были напряженными уже во время его визита в июле.
В ноябре этого же, 1847 года, в племени произошла вспышка эпидемии кори, которая убила половину каюс. Племя обвинило в этих смертях доктора Уитмена. 29 ноября 1847 года семья Уитмена и еще 11 других миссионеров были убиты. Сорок семь других жителей миссии были взяты в заложники. Смерть Уитмена потрясла Америку и побудила Конгресс объявить каюсам войну, другими словами, истребить их.
Пишу об Уитмене и его убийстве так подробно, поскольку, побывав в миссии, Кейн написал портрет индейца Томахаса (Кейн назвал его "То-ма-кус"), который позднее будет назван убийцей Уитмена.
Из миссии Уитмена Кейн продолжил путешествие на лошади с местным проводником, и через Гранд-Кули добрался до форта Колвилл, где оставался в течение шести недель и вновь рисовал туземцев.
22 сентября 1847 года во главе бригады каноэ Кейн отправился по реке Колумбия и прибыли 10 октября на Энкампмент. Здесь им пришлось ждать три недели, пока прибудут лошади из Джаспера. Несмотря на снегопад и сильный холод вся группа удачно добралась до Джаспера. Дальше она отправилась на лыжах и собачьих упряжках в форт Ассинибоайн, куда путешественники добрались после долгих лишений и без пищи две недели спустя. Отдохнув несколько дней, они продолжили путь к форту Эдмонтон, где и провели зиму.
Кейн умудрился поучаствовать вновь уже в зимней охоте на бизонов, а также получить разрешение рисовать в непосредственной близости индейцев племени Кри.
В январе он отправился в форт Питт (около 200 миль (320 км)), затем вернулся в Эдмонтон. В апреле он посетил форт Дом Скалистой горы (Роки Маунтин Хаус), где хотел встретиться с представителями местных народов конфедерации Блэкфут (или как они сами называли себя Нитситапи). Конфедерация Блэкфут - общее название трех наций аборигенов в провинции Альберта и одно из индейских племен в штате Монтана. Эти группы имеют общие язык и культуру, заключили договоры о взаимопомощи при обороне и свободных браках.
Не дождавшись представителей на встречу, художник вернулся в форт Эдмонтон.
25 мая 1848 года Кейн из форта Эдмонтон отправился в путешествие с большой партией из 23 лодок и 130 людей во главе с Джоном Эдвардом Харриоттом. 1 июня они встретились с крупной армией из 1500 воинов черноногих и других племен, которые планировали начать войну с племенами кри и ассинибоян. Кейн даже встретился с главой конфедерации Блэкфут, вождем по имени Большой Змей.
18 июня торговцы пушниной прибыли в форт Норвежский дом, где Кейн остался на месяц.
24 июля художник продолжил путешествие с командой майора МакКензи, они отправились вдоль восточного берега озера Виннипег в форт Александр. Оттуда Кейн отправился тем же маршрутом, что и два года назад и 1 октября 1848 прибыл в форт Солт Сент Мари. Отсюда художник на пароходе вернулся в Торонто, куда прибыл 13 октября.
В своей книге об этом последнем этапе пути он написал: "Величайшая трудность, которую мне пришлось пережить, заключалась в попытке заснуть в цивилизованной постели".
Жизнь без приключений
Вернувшись в Торонто, художник подготовил на основании своих набросков более 100 картин. Картины Кейна и «полевые зарисовки» до сих пор являются ценным ресурсом для этнологов.
Картины маслом, завершенные Кейном уже в своей студии, считаются частью канадского наследия. Хотя историки утверждают, что художники часто значительно приукрашивал сцены жизни и быта, добавляя в них больше драматизма. Это объясняется еще и тем, что вернувшись в студию в Торонто, Кейн решить развить идею так называемого евроцентризма, то есть изображения "благородного дикаря". Поэтому, кроме своих романтических картин художник написал и опубликовал книгу о своих путешествиях. Но о ней позже.
На запад художник ездил еще один раз в 1849 году, когда был нанят британцами в качестве гида и переводчика, но группа дошла только до колонии Красной реки.
Выставка из 240 эскизов художника была с большим успехом показана в ноябре 1848 года в Торонто, вторая выставка состоялась в сентябре 1852 года и на ней были уже представлены восемь полотен маслом.
В 1851 году самому художнику удалось убедить парламент Канады заказать ему 12 картин на сумму 500 фунтов. Заказ был выполнен в конце 1856 года.
В 1853 году Кейн женился на дочери своего бывшего работодателя в Кобурге - Гарриет Кленч (1823-1892). Современный историк из Университета Торонто Дэвид Уилсон пишет, что Гарриет была опытным художником и даже написала автопортрет. У них было четверо детей - двое сыновей и две дочери.
Политик Джордж Уильям Аллан, узнав о деятельности художника, стал его главным покровителем и спонсором. Кроме того, Аллан помог Кейну в позиционировании его, как профессионального художника. До 1857 Кейн выполнял заказы Аллана - более 120 полотен маслом. Коллекция из 100 картин маслом была продана по цене от $ 20000, что в 1852 году было очень неплохо.
Кейн часто экспонировал свои картины на выставках и завоевывал за них множество призов. Призы ежегодной художественной выставки сельскохозяйственного Общества Верхней Канады художник получал регулярно на протяжении многих лет, вплоть до 1859 года.
И даже когда художественное жюри этой выставки в 1852 году не присудило ему премию в категории исторических картин, оно принесло художнику извинения.
Картины Кейна демонстрировались на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, некоторые из них в 1858 году даже были посланы в Букингемский дворец, где были показаны королеве.
К этому времени Кейн уже подготовил рукопись книги на основе своих путевых заметок и послал ее для публикации в одно из издательств Лондона. Когда из Лондона не последовало ответа, Кейн сам отправился в Англию, и при помощи своего друга Джорджа Симпсона добился публикации (напомню, Симпсон был президентом компании Гудзонова залива).
Книга была издана в 1859 году, она была богато иллюстрирована литографиями эскизов и картин художника и носила длинное название – «Странствия художника среди индейцев Северной Америки, от Канады до острова Ванкувер и Орегона через территории компании Гудзонова залива и обратно». Кейн посвятил книгу Аллану, чем обидел Симпсона так, что тот прервал свои отношения с художником. Книга имела ошеломляющий успех. Уже к 1863 году она была издана на французском, датском и немецком языке.
К сожалению, в 1860-е годы резко ухудшилось зрение художника, это заставило его в конце концов бросить заниматься живописью.
Канадский художник Фредерик Артур Вернер (1836-1928), для которого Кейн стал в последние годы наставником, был вдохновлен творчеством учителя на собственные путешествия, из которых он привозил пейзажи и картины быта индейцев. Вернер, бывший другом Кейна, написал три портрета художника в пожилом возрасте. Один из них находится в Королевском музее Онтарио.
Кейн умер неожиданно однажды зимним утром в своем доме, вернувшись с ежедневной прогулки. Похоронен художник на кладбище Сент-Джеймс в Торонто.
Источник:https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post134154594