Самый опытный тренер КХЛ-2020/21, руководивший сборной России в Турине-2006, а со сборной Белоруссии побеждавший шведов в четвертьфинале Олимпиады-2002, поделился с «Плеймейкером» впечатлениями от чемпионата мира в Риге.
«Ничем кроме пандемии вал сенсаций не объяснишь»
— Очевидно, что текущий турнир самый непредсказуемый за долгие годы. Но самый ли интересный?
— Непредсказуемый — точно, но, дай бог, чтобы он оказался единственным в своем роде с учетом всех обстоятельств.
— Под обстоятельствами имеете в виду ковидные ограничения?
— Конечно. На днях общался со своим бывшим помощником по «Динамо» Владимиром Воробьевым, который работает в штабе сборной Белоруссии. Спрашиваю: «Как вы там в условиях ограничений?» Не пройтись, ни погулять. На воздухе — закуток 15 метров. Куда это годится?
— Отсутствие возможности для прогулок на свежем воздухе влияет на подготовку к матчам?
— Конечно. Выступление на чемпионате мира и так большой стресс. А тут кругом одни и те же лица, один коллектив. Один этаж – один автобус – одна раздевалка. Психологически гораздо тяжелее.
— Если бы перед началом чемпионата мира вас вдруг в экстренном порядке позвали поработать в какую-нибудь сборную в таких условиях, согласились бы?
— Я, кстати, сейчас сам в Риге и десять дней своего карантина вот только отсидел. Но я-то был дома, с собакой мог гулять, на час выходить на море. Все равно непросто далось. Так что пришлось бы крепко задуматься, стоит ли соглашаться.
— Какова была ваша реакция на вал сенсаций в первые дни турнира?
— Первые результаты, особенно Канады, казались удивительными. Но все же можно списать, что они привезли непонятную команду. Шведы не забили белорусам. Чехи провалили старт. Уже начинаешь не удивляться, а искать объяснение. И кроме пандемии ничего на ум не приходит.
«Понравились Барабанов и Толчинский»
— Соберутся фавориты?
— Шведы после поражения от чехов в очень сложном положении. Их перспективы туманны. Но играть-то надо было с самого начала, а не ждать подвигов в концовке групповой стадии с непонятными шансами. Думаю, сборной России очень помогло поражение от чехов на Евротуре, предваряющем чемпионат мира. Собрались с первой игры. Это важно.
— А чемпионство будет считаться легитимным в таких условиях или что-то из разряда «выловить рыбку в мутной воде»?
— Почему в мутной воде? Все в одинаковых условиях. Да, непривычно, но результат решит мастерство, характер, умение играть в хоккей.
— Приезд Тарасенко, Орлова, Бобровского переводит Россию в разряд главных претендентов на золото?
— У России и без этого десанта был очень хороший состав. А с приездом новой порции энхаэловцев и подавно. Так что, соглашусь. Теперь Россия – главный фаворит. Но борьба за золото все равно будет очень серьезной.
— Наши главные аргументы?
— Очень серьезная линия обороны. Да и атака, скорее всего, тоже лучшая на турнире. Поэтому все сводится только к настрою в конкретном матче.
— Здесь может сработать фактор Брагина, который почти всех ребят вел в бой на молодежных чемпионатах мира?
— Вот, пожалуйста, еще одно преимущество. Знает каждого, работал с ними – серьезное подспорье. Он прошел с ними огонь и воду, поэтому коллектив его уважает.
— Кто выделяется в нашей команде?
— Мне понравились Толчинский и Барабанов. Кузьменко хорош, правда, непонятно, что с его травмой. В защите Проворов и Задоров так бьют, что любого смогут остановить. Думаю, когда пойдет все по-серьезному, а не как со словаками и датчанами, они преобразятся. В таких же матчах постоянно в голове мысль: «Мы все равно сильнее. Ну не в этом периоде выиграем, так в следующем». В плей-офф же будет другая мотивация.
«Видимо, шведы забыли, что должны опасаться Белоруссию»
— А о разочарованиях можно говорить?
— Многого ждали от Шалунова, но видите, пока не забывает. Впрочем, давайте подождем. Лучших покажет плей-офф. Тогда и будем раздавать медали или вешать ярлыки. Тем более, пока соперники были не самые сильные.
— Но грандов треплют прилично.
— Пусть так. В какой-то мере болельщикам интересно, что гегемоны сыплются. Те, кто послабее, всегда настроены чуть лучше в таких играх. Лидеров как ни мотивируй, все равно выходят с прохладцей, а когда начинаешь гореть, перестроиться уже сложно. Думаете, канадцы не думали, что сейчас Латвию как-нибудь на мастерстве раскатаем? А тут – здрасьте, приехали.
— Но шведы-то точно должны были опасаться белорусов исторически. Сами знаете.
— Видимо, забыли (смеется). Давно это было.
— Есть хоть один шанс, что команда так называемого второго эшелона выиграет золото?
— Думаю, нет. Даже выход в финальную восьмерку для них уже достижение. Это, правда, смотря кого относить к вашему второму эшелону. Белоруссия, Латвия, Казахстан пока точно не готовы к триумфу, хотя хоккей в этих странах развивается. Германия играла в финале последней Олимпиады, Швейцария не так давно в финале ЧМ – это второй эшелон? Но и в их случае ответ примерно такой же. Вероятность такого исхода ничтожно мала.