К одной из моих предыдущих статей, посвященной могиле Генриха VIII мои читатели оставили много комментариев. Поэтому, я решила изучить и описать эту тему несколько подробнее. Ссылку на указанную публикацию можно найти здесь.
Король Генрих VIII умер 28 января 1547 года. Это был конец эпохи. По его завещанию он был похоронен со своей любимой женой Джейн Сеймур, единственной женой, которая родила выжившего законного наследника мужского пола. Генрих устроил ей пышные похороны, после которых она была похоронена в склепе под хорами часовни Святого Георгия в Виндзоре. Это хранилище должно было быть её временным пристанищем.
Тело Генриха было вымыто, забальзамировано специями и заключено в гроб. Он пролежал в зале дворца Уайтхолл в окружении горящих свечей несколько дней, а затем был перенесен в часовню. 14 февраля тело отправилось в свой последний путь из Лондона в Виндзор. Процессия растянулась на четыре мили. Гроб с телом монарха везли на высоком катафалке. На вершине катафалка находилась восковая фигура в полный рост, одетае в малиновый бархат и бархатные туфли. Над гробом был сооружен черный атласный балдахин, украшенный драгоценными камнями, который увенчивался коронами. Фигура короля была украшена драгоценностями, а на руках в перчатках были надеты кольца.
Останки провели ночь в аббатстве Сион, а на следующий день прибыли в Виндзор. Шестнадцать йоменов поместили гроб в часовню, задрапированную черной траурной тканью. Его опустили в хранилищеи поместили на постамент. Стивен Гардинер, епископ Винчестера произнес панегирик и отпустил заупокойную мессу. Екатерина Парр, вдовствующая королева, наблюдала за церемонией из окна эркера Екатерины Арагонской. После мессы, когда зазвучали трубы, высшие должностные лица королевского двора сломали свои жезлы и бросили их в могилу, сигнализируя тем самым окончание своей службы.
Король оставил деньги на ежедневные мессы за упокой его души до конца света. Но протестантские царедворцы при дворе Эдуарда VI остановили массы через год. В своем завещании Генрих оставил точные и подробные инструкции, как построить для него и Джейн великолепную гробницу. Но и эти распоряжения короля не были выполнены.
История гробницы.
Еще в 1518 году Генрих разработал план гробницы для себя и своей первой жены Екатерины Арагонской. Первоначальные планы были сделаны итальянским скульптором Пьетро Торриджано, тем же человеком, который спроектировал гробницу для родителей Генриха Генриха VII и Елизаветы Йоркской. Эту гробницу и по сей день можно увидеть в Часовне Вестминстерского аббатства. Торриджано планировал сделать саркофаг Генриха VIII из того же белого мрамора и черного камня, что и саркофаг его отца, только он должен был быть на двадцать пять процентов больше. Последовал спор по поводу компенсации за разработку планов, в результате чего Торриджано вернулся в Италию где-то до июня 1519 года. Есть свидетельства того, что Генрих рассматривал возможность оплатить другому итальянцу, Якопо Сансовино, плату в размере семидесяти пяти тысяч дукатов для работы над дизайном в 1527 году.
В течении семнадцатого века антиквар Джон Спид проводил некоторые исторические исследования и обнаружил исчезнувшую рукопись, в которой подробно описывалась гробница Генриха VIII. Она был основана на проекте Сансовино 1527 года. Планы предусматривали создание огромного здания, украшенного прекрасными восточными камнями, белыми мраморными колоннами, позолоченными бронзовыми ангелами и изображениями Генриха и его королевы в натуральную величину. В нем даже собирались включить великолепную статую короля верхом на лошади под триумфальной аркой. Сто сорок четыре медных позолоченных фигуры должны были украсить гробницу, в том числе святого Георгия, святого Иоанна Крестителя, апостолов и евангелистов.
Так уж получилось, что кардинал Томас Вулси, главный министр Генриха в первые годы его правления, имел планы построить для себя великолепную гробницу. Бенедетто да Ровеццано, служащий у Вулси с 1524 по 1529 год, вел полный учет статуй и украшений для этой гробницы. Когда Вулси умер, Генрих позаимствовал некоторые элементы гробницы Вулси. Ровеццано и его помощник Джованни де Майано работали над гробницей Генриха с 1530 по 1536 годы.
После смерти Вулси Генрих фактически присвоил саркофаг для своей могилы. Он планировал разместить наверху позолоченную фигуру в натуральную величину. Должен был быть подиум с бронзовыми фризами, встроенными в стены, и десять высоких столбов, увенчанных статуями апостолов, окружающих гробницу. Между каждой из колонн должны были стоять бронзовые подсвечники высотой девять футов. Согласно проекту, в восточном конце гробницы должен был быть алтарь, увенчанный балдахином, поддерживаемым четырьмя сложными колоннами. Он также должен был включать шестнадцать изображений ангелов у подножия, держащих подсвечники. Гробница и алтарь должны были быть окружены часовней из черного мрамора и бронзы, в которой можно было отслужить мессу за душу короля. Если бы этот проект был завершен, он был бы намного грандиознее могилы родителей Генри.
Фигура короля была отлита и отполирована еще при жизни Генриха, а другие предметы изготавливались в мастерских Вестминстера. Работа активно продвигалась в последние годы правления Генриха, но войны во Франции и Шотландии истощали королевскую казну, и работа замедлялась. Ровеццано вернулся в Италию по состоянию здоровья. Некоторые работы над памятником продолжались во время правления Эдуарда VI, но в его казне всегда не хватало средств. Эдуард завещал закончить гробницу, но королева Мария I ничего для этого не предприняла.
Королева Елизавета I заинтересовалась этим проектом. Ее министр Уильям Сесил поручил провести обследование работ, необходимых для завершения гробницы, и в 1565 году были подготовлены новые планы. Все завершенные предметы, которые были в Вестминстере, были перемещены в Виндзор, но после 1572 года работы остановились. Компоненты усыпальницы хранились в Виндзоре до 1646 года, когда королевству потребовались средства и фигура Генриха была продана. Четыре бронзовых подсвечника попали в собор Святого Бавона в Генте, Бельгия.
После казни короля Карла I в 1649 году (или 1648 году по старой схеме датировки) его останки были спешно помещены в то же хранилище в часовне. Было сочтено целесообразным похоронить его там, потому что это место было тише и менее доступно, чем любое другое в Лондоне. Такое решение было принято чтобы уменьшить количество паломников к могиле короля-мученика. Во время правления королевы Анны один из ее многочисленных младенцев умер и был похоронен в том же хранилище в крошечном гробу. В 1805 году саркофаг, принадлежавший Уолси и Генриху, был взят и использован в качестве основания могилы лорда Горацио Нельсона в соборе Святого Павла.
Затем о могиле забыли, пока ее не обнаружили заново, когда в 1813 году начались раскопки для строительства нового королевского склепа. Старый склеп был открыт в присутствии регента Джорджа принца Уэльского, будущего короля Георга IV. Несколько реликвий короля Карла I были сняты для опознания. В 1888 г. геодезист Колледжа Святого Георгия А.Ю. Натт сменил их в этой работе. Тогда же он сделал акварельный рисунок хранилища и его содержимого. Гроб Генриха VIII был сильно поврежден. Джейн Сеймур не пострадала.
Высказывались различные предположения по какой причне гроб Генриха мог быть разбить. Постамент, на котором он стоял, мог обрушиться. Или, возможно, когда вскрыли хранилище, чтобы опустить в него гроб Карла I, гроб Генриха был поврежден. Так же высказывалось предположение, что он мог разрушиться из-за давления изнутри. Что еще менее вероятно, высказывалось мнение, что гроб упал по пути следования похоронного кортежа, в результате чего он раскололся, но о таком инциденте не осталось документальных подтверждений.
Принц-регент попросил вставить мраморную плиту, чтобы отметить могилу, но это не было выполнено до правления короля Вильгельма IV в 1837 году. Надпись на плите гласит:
В хранилище под этой мраморной плитой хранятся останки Джейн Сеймур королевы короля Генриха VIII 1537 год, короля Генриха VIII 1547 год, короля Карла I 1648 год и младенец королевы Анны. Этот памятник был установлен здесь по приказу короля Вильгельма IV. 1837 г.
Легенда о лижущих кровь собаках.
В связи с темой этого поста мы должны обратиться к легенде о собаках, слизывающих кровь Генриха, когда его тело ночевало в Сионе. История начинается с проповеди монаха-францисканца Уильяма Петоу. Он проповедовал в часовне в Гринвиче в пасхальное воскресенье, 31 марта 1532 года. Это было время «Великого дела» короля, так назывались усилия Генриха добиться расторжения или признания недействительности брака с Екатериной Арагонской, чтобы он мог жениться на Анне Болейн.
Мало того, что Петоу бросил вызов Генриху за попытки отстранить Екатерину Арагонскую, он возражал против действий Анны Болейн по введению новой религии. Он очень ясно заявил об этом в своей проповеди, когда король сидел перед ним в часовне. Вместо того, чтобы проповедовать о воскресении Христа, он проповедовал стих из Библии, 3 Цар. 22, о царе Ахаве. Царь Ахав умирает от ран, полученных в битве. Этот стих гласит: «И умер царь, и его привезли в Самарию, и там его похоронили. Они омыли колесницу у пруда в Самарии когда там купались блудницы, и собаки лизали его кровь, как было сказано в слове Господа».
Петоу сравнил Генриха с королем Ахавом, а Анну Болейн - с женой Ахава Иезавель. Иезавель заменила пророков Бога язычниками, поскольку Петоу сказал, что Анна поддерживает и ободряет людей Новой религии. Петоу заключил, что Генрих закончит, как Ахав, с собаками, слизывающими его кровь. Удивительно, но король заключил Петоу в тюрьму только на короткое время, потом тот покинул Англию и оказался на континенте.
Эту историю подхватил и повторил Гилберт Бернет (1643-1715). Он был историком и епископом Солсберийским, и написал «Историю Реформации», в которой заявил, что это действительно случилось с телом Генриха, когда оно ночевало в Сионском аббатстве по дороге в Виндзор. Сам Бернет признал, что когда писал эту книгу, он очень спешил, недостаточно исследовал материалы и что в книге полно ошибок.
Это не помешало Агнес Стрикленд приукрасить историю, когда она написала свою «Жизнь королев Англии» в середине XIX века. Она пишет, что гроб Генриха, разорвало, и из него сочилась кровь и другие жидкости. Вызвали рабочего, чтобы починить гроб, и он стал свидетелем того, как собака слизывает кровь. Все это не более, чем историческая фантастика, поэтому мы должны воспринимать эту историю как апокриф.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.