Вчера было мое выступление на Международном книжном салоне в Санкт-Петербурге, который проходит на Дворцовой площади. Я сама выступала вечером, но днем решила сходить послушать коллег. Приехала вовремя, но на первый круглый стол опоздала, пока дважды проходила круги чистилища: сначала - очередь на рамках металлоискателей, а потом - на рентген-досмотре.
После первой сессии, вырвавшись из душного Синего зала, где мне спустя несколько часов самой предстояло выступать, я пошла искать еду. Ну потому что пообедать не успела - так спешила причаститься к культуре, что после посещения налоговой сразу бросилась на Дворцовую площадь.
Увы, но ни еды, ни воды я в здании Главного штаба Эрмитажа, где проходили мероприятия, я в продаже не нашла, хотя муссировались слухи, что где-то на площадке есть целых два кафе. Я отправилась поесть. Решила заскочить куда-нибудь прямо на Большой Морской, быстро перекусить и вернуться к 17:30, когда должен был выступать поэт Дмитрий Воденников, которого я задолго до нашего онлайн-знакомства назвала лучшим в России эссеистом.
Но не тут-то было. До выступления Воденникова оставалось 20 минут, а я все никак не могла найти, где поесть, потому что все мы, пришедшие смотреть книжки, слушать писателей и самим выступать, оказались одного биологического вида и все захотели есть, отчего ближайшие немногочисленные кафе, пекарни и даже рестораны были забиты до отказа так, что хвосты очередей торчали на улице. К тому же, хлынул сильнейший дождь и те, кто не хотел есть, побежали просто прятаться.
Я дошла до начала Невского проспекта в надежде поесть в тамошней столовой, но и туда не попала, потому что очередь выходила на тротуар и тянулась еще метров на десять.
В итоге я бросилась в сетевую забегаловку у метро и взяла куриные наггетсы - прямо скажем, не мое блюдо. Однако выбора не было. С этими куриными палочками и стаканом чая я рванула слушать Воденникова и наконец лично познакомиться с человеком, с чьими колонками несколько лет соседствую в Газете.ру.
Увы, но в зонах досмотра меня ждали очереди. На рамках я простояла минут пять, а на досмотре рентгеном - около пятнадцати. Одна лента, одна рамка, некоторых пропускают через нее дважды. Очень неприятное дело.
Вот поэтому я опоздала на выступление лучшего в России эссеиста! Думали привычно, что лучший эссеист России я? Ничего подобного - это Дмитрий Воденников! Эссеист уже 15 минут как выступал, а я всё ждала, пока проверят мою сумку. Вышла пообедать, не смогла пообедать и не смогла войти. И ладно я - тут уже к поэту Воденникову стояла женщина с букетом бордовых роз. Чуть не плакала. Мы разделились: одна часть очереди просила пропустить, человек идёт к поэту, с цветами, ещё с ребенком. Другая бурчит: "Мы все к поэтам. Стойте".
Потом я увидела, что эта семья отлично знает стихи Воденникова, а мальчик, который был с мамой, подарил поэту альбом со стихами. Представляю, какое было бы ребенку расстройство, если бы он совсем опоздал.
Ну а после Воденникова выступала я. Мне очень понравилось. Наверное, у меня разовьется зависимость от общения с читателями - каждый раз затягивает все больше. Надо быстрее доделывать следующие книжки.
Единственное, что очень расстроило меня уже как писателя, который тоже выступал, это духота в залах. Душно и с шумом гудит вентиляция. Я, если честно, не знаю, что в этих Синем и Бежевом залах проходит вне салона, кто там сидит, работают ли в них люди. Если так, то это очень ужасно - там духота.
Но петербуржец - человек в своем стремлении снискать культурную благодать выносливый, он и не такое выдержит. Сегодня, уверена, будет аншлаг. Сама я спешу вновь туда отправиться. И, конечно, пойдут в пять вечера на встречу с Гузелью Яхиной. Думаю, читателям туда даже не прорваться - со всей страны съедутся писатели. И у всех будет один-единственный к Яхиной вопрос: каааак? Ну как ей удалось с первого раза получить такую популярность и такие сумасшедшие тиражи?
----------------------------------------------------------------------------------------------------