Найти в Дзене
Индустриальный турист

Утраченные шедевры конструктивизма: что стало с памятниками архитектуры авангарда в наши дни

Оглавление

Архитектурный стиль конструктивизм можно с полной уверенностью назвать самым самобытным и уникальным стилем в истории русской архитектуры: советские зодчие 1920-х годов заложили основы функционализма, на которых основывались главные труды ведущих мировых архитекторов 20 века!

Авангардным зодчеством СССР до сих пор восхищается весь мир, однако в самой России этот стиль ценят далеко не все. Всё чаще можно услышать новость об утрате того или иного памятника архитектуры той эпохи. И хотя мода на конструктивизм постепенно возвращается в народ, многие здания в этом стиле до сих пор находятся в ужасном состоянии, а некоторые шедевры авангарда, к сожалению, утеряны безвозвратно. Вот о них я и предлагаю поговорить в рамках сегодняшней статьи!

Я собрал четыре утраченных или сильно перестроенных здания в стиле конструктивизм из разных частей Петербурга, и сделал фото-коллажи: взял старые фото и на основе их сделал свои собственные, на том же самом месте, но спустя годы. Что ж, посмотрим, что из этого получилось, а заодно окунёмся в историю и архитектуру авангарда!

Здание Технической школы (ныне корпус РГПУ имени Герцена)

Дата постройки: 1930-1932
Архитектор: Иван Фомин-младший
Адрес: проспект Стачек, д. 30

Начать свой рассказ я предлагаю со здания, которое сохранилось фактически, однако из-за капитальной перестройки центрального фасада после войны его облик был безвозвратно утерян, а сама постройка затерялась в квартале аналогичных "сталинок".

Здание технической школы было построено в 1932 году по проекту видного архитектора того времени Игоря Фомина (автора многих шедевров ленинградского авангарда: цилиндрического здания московского райсовета на Московском проспекте, уникального жилого дома Ленсовета на набережной реки Карповки и очень интересного ретроспективного здания Куйбышевского райсовета, расположенного напротив дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте близ Аничкова моста).

Причём эта школа стала его первым крупным проектом, над которым он работал в одиночку (обычно Фомину помогали соавторы, например его лучший друг архитектор Евгений Левинсон).

Фото взято с сайта citywalls.ru
Фото взято с сайта citywalls.ru

Школа на проспекте Стачек стала одним из крупнейших учебных заведений как Ленинграда, так и СССР в целом. Устройство школы было рациональным и очень удобным: длинный протяжённый корпус, уходящий на 250 метров вглубь квартала, вмещал в себя учебные классы, тогда как закруглённые объёмы на торцах здания были заняты актовым и спортивными залами.

Особенно интересно то, как Фомин разместил школьную столовую: она находится в отдельном круглом помещении, а с основным корпусом школы она соединяется коридором-галереей, возвышающимся над двором на уровне второго этажа. Других зданий Петербурга с подобным устройством я, честно говоря, не припомню!

-3

В годы Великой Отечественной войны район проспекта Стачек находился в непосредственной близости от линии фронта - именно поэтому он постоянно подвергался постоянным артобстрелам и авианалётам врага. Из-за этого многие здания на проспекте сильно пострадали, и техническая школа, к сожалению, не стала исключением - в её актовый зал попала бомба, оставив после себя серьёзные разрушения.

Фото взято с сайта citywalls.ru
Фото взято с сайта citywalls.ru

После войны здание восстановили не в первоначальном виде - его перестроили под реалии архитектуры того времени: так очень интересный цилиндрический актовый зал был заменён простым и скучным неоклассическим портиком с массивными пилястрами. Из-за этого здание школы потеряло свой былой шарм: некогда очень интересный памятник конструктивизма превратился в типичную сталинку.

-5

И хотя многие черты конструктивизма в этом здании сохранились (взять хотя бы уходящий вглубь квартала протяжённый конструктивистский корпус с ленточным остеклением или очень интересную галерею, ведущую в цилиндрический корпус столовой), обратить на них внимание не так уж и просто, потому что главный смысловой акцент здания был безвозвратно утерян.

-6

В наши дни в бывшем здании школы располагается уже высшее учебное заведение - педагогический университет имени Герцена. Здесь находится один из учебных корпусов, принадлежащий факультету народов севера, а также общежитие для студентов, под которое переоборудовали бывшие школьные классы.

-7

Жилкомбинат для работников водопроводной станции / Общежитие Строительно-экономического колледжа

Дата постройки: 1930
Архитектор: Кирилл Халтурин
Адрес: Шпалерная улица, 60

Ленинградский конструктивизм известен своими жилмассивами: бывшую имперскую столицу России после революции активно застраивали жильём для простых рабочих, для новой верхушки общества - пролетариев.

Многие жилмассивы Ленинграда сохранились до наших дней и на их примере мы можем изучать как архитектуру, так и историю нашей страны. Но увы, есть и обратные примеры - самой крупной утратой можно назвать жилкомбинат для работников водопроводной станции на Шпалерной улице. Поговорим о нём поподробнее!

Данный комплекс жилых домов был построен в 1930-х годах для нужд работников расположенного неподалеку исторической водопроводной станции, функционирующей и в наши дни.

Однако, в 2000-х годах столь "вкусное" место решили застроить (и действительно: дом с таким расположением будет иметь виды и на Смольный собор, и на Таврический сад). Аргументация была железной: экспертиза подтвердила, что здания "затесняют улицу" и в целом морально устарели. Однако, после сноса на их месте было построено здание, в несколько раз более крупное по своим размерам, нежели скромный конструктивистский жилмассив. Вот такое вот "независимое" и "честное" мнение экспертов, из-за которого город лишился ещё одного памятника архитектуры авангарда!

-9

А ведь жилкомбинат на Шпалерной представлял собой очень интересный памятник архитектуры конструктивизма: корпуса этого жилмассива обладали индивидуальной, уникальной архитектурой, а потому этот жилой квартал сильно отличался от других жилмассивов Ленинграда.

Фото взято с сайта pastvu.com
Фото взято с сайта pastvu.com

К слову, о жилом доме на Шпалерной, ради которого был снесён целый квартал памятников архитектуры конструктивизма, я рассказывал в своей статье, посвящённой самым некрасивым зданиям Петербурга. Да, строительство дома на Шпалерной является не только исторической, но и градостроительной ошибкой, оказавшей негативное влияние на облик одной из старейших улиц Петербурга. И от этого становится ещё грустнее!

Жилой дом "Тахитектон"

Дата постройки: 1932
Архитектор: Иван Рянгин
Адрес: Крестовский проспект, 11

Сам по себе жилой дом "Тахитектон" не был особо интересен: простая, аскетичная архитектура, мало отличающая его от других конструктивистских построек. Но ценность здания на Крестовском проспекте заключалась не в его внешнем виде. Дело в том, что дом "Тахитектон" был построен по уникальной системе: сам термин "тахитектон" переводится с латинского как "шагающий строитель" - и это прекрасно отражает суть процесса строительства дома на Крестовском проспекте!

Фактически, дом "Тахитектон" стал прообразом всех панельных домов Советского Союза, ведь он тоже возводился по похожей индустриальной системе: сначала строился каркас здания, состоящий из вертикальных и горизонтальных опор, после чего на него поочерёдно насаживались бетонные панели, производившиеся прямо на месте строительства! Таким образом, дом постепенно рос, будто бы шагая по земле и занимая всё новые и новые участки!

Подобная система позволила выстроить целый жилмассив в невероятно короткие сроки (в некоторых источниках указана совсем уж нереальная цифра в 40 дней). Но в итоге данный метод строительства не прижился - слишком много было у него недостатков, вскрывшихся уже в ходе эксплуатации здания. Высокая скорость строительства привела к слишком низкому качеству итогового продукта.

Фото взято с сайта citywalls.ru
Фото взято с сайта citywalls.ru

Однако, нет сомнений, что столь ценный памятник отечественной строительной мысли необходимо было сохранить - ведь этот дом является предком всех панелек СССР! Но увы, здание не показалось интересным почти никому, а потому его снесли в 2007 году вместе со всем жилмассивом, а на его месте построили элитное жильё (между прочим, одно из самых дорогих в Петербурге).

-13

Лично для меня странно одно - почему об этом доме забыли все: от чиновников (это я ещё могу понять) до градозащитников, и сейчас про него почти никто не вспоминает. Несправедливо!

Впрочем, новое здание на месте "Тахитектона" тоже выглядит довольно гармонично, так что с точки градостроительства назвать этот снос ошибкой сложно, а вот с точки зрения истории...
Впрочем, новое здание на месте "Тахитектона" тоже выглядит довольно гармонично, так что с точки градостроительства назвать этот снос ошибкой сложно, а вот с точки зрения истории...

Дом культуры Союза кожевников им. Капранова

Дата постройки: 1930-1931
Архитектор: Рейзман, Даянов, Светлова
Адрес: Московский проспект, 97

В качестве последнего примера я решил привести здание, по которому с первого взгляда и не скажешь, что с ним что-то не так: вроде бы обычный памятник конструктивизма, стоит на своём месте - что же в нём было утрачено? Но если вы присмотритесь к ДК Союза кожевников имени Капранова повнимательнее, то поймёте, что здание полностью построено из современных материалов - такое просто не могли возвести в 1930-х годах. Так в чём же подвох?

-15

А подвох заключается в том, что в наше время бывшее здание дома культуры было снесено и построено заново с нуля, пускай и по историческим чертежам. То есть, фактически, здания ДК имени Капранова больше не существует, а на его месте находится его современный двойник!

На самом деле, я положительно отношусь к практике восстановления исторических зданий с нуля, особенно, если это сделано качественно, с полной опорой на исторические рисунки и чертежи. Однако, это имеет смысл лишь в том случае, если историческое здание было полностью утрачено. Но какой смысл сносить сохранившееся здание и строить на его месте точную копию? Это же полный абсурд!

-17

А сделано это было для того, чтобы построить позади памятника архитектуры огромный отель: идея заключается в том, что историческое здание сложно приспособить под необходимые отелю нужды, а вот если отстроить его с нуля, то функциональность здания вырастает в разы. Разумеется, никакой речи о заботе над памятником архитектуры не было и в помине!

-18

Так что в наши дни бывший дом культуры играет роль этакого предбанника для отеля, который своим объёмом (отель грозно нависает над скромным трёхэтажным зданием) полностью испортил изначальный облик ДК Союза кожевников.

-19

Таким образом, памятник архитектуры был утрачен фактически, хотя теоретически на прежнем месте располагается здание с почти полностью таким же фасадом (впрочем, его новизна всё равно видна, пускай и не всем). И, пожалуй, такая утрата гораздо лучше, чем полный снос, примеры которого мы с вами видели в этой статье ранее, но ещё лучше - с заботой относиться к памятникам архитектуры и не допускать их разрушения!

-20

Заключение

Ну а завершить эту статью мне хочется на грустной ноте (хотя, и так вся статья была пропитана тоской по утраченным памятникам архитектуры и произведениям искусства). Моя финальная мысль такова: сегодня мы с вами смотрели на безвозвратно утраченное, но стоит понимать, что прямо сейчас в Петербурге может набраться целая дюжина памятников архитектуры авангарда, доживающих свои последние дни в практически руинированном состоянии - и почти никому до этого нет дела!

Так что пускай данная статья послужит не только данью памяти об утраченных памятниках архитектуры авангарда, но и напомнит вам о тех зданиях, которые ещё сохранились в нашем городе, но которое находятся под угрозой прямо сейчас: это и Ушаковские бани Гигант на улице Зои Космодемьянской, и старые корпуса мясокомбината Самсон, и водонапорная башня завода Красный Гвоздильщик, и многие другие памятники архитектуры тех лет.

Водонапорная башня завода "Красный гвоздильщик" - выдающийся памятник конструктивизма, находящийся под угрозой утраты в наши дни
Водонапорная башня завода "Красный гвоздильщик" - выдающийся памятник конструктивизма, находящийся под угрозой утраты в наши дни

Давайте будем помнить об этих зданиях и постараемся сделать так, чтобы их не постигла участь героев моей сегодняшней статьи.

Спасибо за внимание!