Архитектурный стиль конструктивизм можно с полной уверенностью назвать самым самобытным и уникальным стилем в истории русской архитектуры: советские зодчие 1920-х годов заложили основы функционализма, на которых основывались главные труды ведущих мировых архитекторов 20 века!
Авангардным зодчеством СССР до сих пор восхищается весь мир, однако в самой России этот стиль ценят далеко не все. Всё чаще можно услышать новость об утрате того или иного памятника архитектуры той эпохи. И хотя мода на конструктивизм постепенно возвращается в народ, многие здания в этом стиле до сих пор находятся в ужасном состоянии, а некоторые шедевры авангарда, к сожалению, утеряны безвозвратно. Вот о них я и предлагаю поговорить в рамках сегодняшней статьи!
Я собрал четыре утраченных или сильно перестроенных здания в стиле конструктивизм из разных частей Петербурга, и сделал фото-коллажи: взял старые фото и на основе их сделал свои собственные, на том же самом месте, но спустя годы. Что ж, посмотрим, что из этого получилось, а заодно окунёмся в историю и архитектуру авангарда!
Здание Технической школы (ныне корпус РГПУ имени Герцена)
Дата постройки: 1930-1932
Архитектор: Иван Фомин-младший
Адрес: проспект Стачек, д. 30
Начать свой рассказ я предлагаю со здания, которое сохранилось фактически, однако из-за капитальной перестройки центрального фасада после войны его облик был безвозвратно утерян, а сама постройка затерялась в квартале аналогичных "сталинок".
Здание технической школы было построено в 1932 году по проекту видного архитектора того времени Игоря Фомина (автора многих шедевров ленинградского авангарда: цилиндрического здания московского райсовета на Московском проспекте, уникального жилого дома Ленсовета на набережной реки Карповки и очень интересного ретроспективного здания Куйбышевского райсовета, расположенного напротив дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте близ Аничкова моста).
Причём эта школа стала его первым крупным проектом, над которым он работал в одиночку (обычно Фомину помогали соавторы, например его лучший друг архитектор Евгений Левинсон).
Школа на проспекте Стачек стала одним из крупнейших учебных заведений как Ленинграда, так и СССР в целом. Устройство школы было рациональным и очень удобным: длинный протяжённый корпус, уходящий на 250 метров вглубь квартала, вмещал в себя учебные классы, тогда как закруглённые объёмы на торцах здания были заняты актовым и спортивными залами.
Особенно интересно то, как Фомин разместил школьную столовую: она находится в отдельном круглом помещении, а с основным корпусом школы она соединяется коридором-галереей, возвышающимся над двором на уровне второго этажа. Других зданий Петербурга с подобным устройством я, честно говоря, не припомню!
В годы Великой Отечественной войны район проспекта Стачек находился в непосредственной близости от линии фронта - именно поэтому он постоянно подвергался постоянным артобстрелам и авианалётам врага. Из-за этого многие здания на проспекте сильно пострадали, и техническая школа, к сожалению, не стала исключением - в её актовый зал попала бомба, оставив после себя серьёзные разрушения.
После войны здание восстановили не в первоначальном виде - его перестроили под реалии архитектуры того времени: так очень интересный цилиндрический актовый зал был заменён простым и скучным неоклассическим портиком с массивными пилястрами. Из-за этого здание школы потеряло свой былой шарм: некогда очень интересный памятник конструктивизма превратился в типичную сталинку.
И хотя многие черты конструктивизма в этом здании сохранились (взять хотя бы уходящий вглубь квартала протяжённый конструктивистский корпус с ленточным остеклением или очень интересную галерею, ведущую в цилиндрический корпус столовой), обратить на них внимание не так уж и просто, потому что главный смысловой акцент здания был безвозвратно утерян.
В наши дни в бывшем здании школы располагается уже высшее учебное заведение - педагогический университет имени Герцена. Здесь находится один из учебных корпусов, принадлежащий факультету народов севера, а также общежитие для студентов, под которое переоборудовали бывшие школьные классы.
Жилкомбинат для работников водопроводной станции / Общежитие Строительно-экономического колледжа
Дата постройки: 1930
Архитектор: Кирилл Халтурин
Адрес: Шпалерная улица, 60
Ленинградский конструктивизм известен своими жилмассивами: бывшую имперскую столицу России после революции активно застраивали жильём для простых рабочих, для новой верхушки общества - пролетариев.
Многие жилмассивы Ленинграда сохранились до наших дней и на их примере мы можем изучать как архитектуру, так и историю нашей страны. Но увы, есть и обратные примеры - самой крупной утратой можно назвать жилкомбинат для работников водопроводной станции на Шпалерной улице. Поговорим о нём поподробнее!
Данный комплекс жилых домов был построен в 1930-х годах для нужд работников расположенного неподалеку исторической водопроводной станции, функционирующей и в наши дни.
Однако, в 2000-х годах столь "вкусное" место решили застроить (и действительно: дом с таким расположением будет иметь виды и на Смольный собор, и на Таврический сад). Аргументация была железной: экспертиза подтвердила, что здания "затесняют улицу" и в целом морально устарели. Однако, после сноса на их месте было построено здание, в несколько раз более крупное по своим размерам, нежели скромный конструктивистский жилмассив. Вот такое вот "независимое" и "честное" мнение экспертов, из-за которого город лишился ещё одного памятника архитектуры авангарда!
А ведь жилкомбинат на Шпалерной представлял собой очень интересный памятник архитектуры конструктивизма: корпуса этого жилмассива обладали индивидуальной, уникальной архитектурой, а потому этот жилой квартал сильно отличался от других жилмассивов Ленинграда.
К слову, о жилом доме на Шпалерной, ради которого был снесён целый квартал памятников архитектуры конструктивизма, я рассказывал в своей статье, посвящённой самым некрасивым зданиям Петербурга. Да, строительство дома на Шпалерной является не только исторической, но и градостроительной ошибкой, оказавшей негативное влияние на облик одной из старейших улиц Петербурга. И от этого становится ещё грустнее!
Жилой дом "Тахитектон"
Дата постройки: 1932
Архитектор: Иван Рянгин
Адрес: Крестовский проспект, 11
Сам по себе жилой дом "Тахитектон" не был особо интересен: простая, аскетичная архитектура, мало отличающая его от других конструктивистских построек. Но ценность здания на Крестовском проспекте заключалась не в его внешнем виде. Дело в том, что дом "Тахитектон" был построен по уникальной системе: сам термин "тахитектон" переводится с латинского как "шагающий строитель" - и это прекрасно отражает суть процесса строительства дома на Крестовском проспекте!
Фактически, дом "Тахитектон" стал прообразом всех панельных домов Советского Союза, ведь он тоже возводился по похожей индустриальной системе: сначала строился каркас здания, состоящий из вертикальных и горизонтальных опор, после чего на него поочерёдно насаживались бетонные панели, производившиеся прямо на месте строительства! Таким образом, дом постепенно рос, будто бы шагая по земле и занимая всё новые и новые участки!
Подобная система позволила выстроить целый жилмассив в невероятно короткие сроки (в некоторых источниках указана совсем уж нереальная цифра в 40 дней). Но в итоге данный метод строительства не прижился - слишком много было у него недостатков, вскрывшихся уже в ходе эксплуатации здания. Высокая скорость строительства привела к слишком низкому качеству итогового продукта.
Однако, нет сомнений, что столь ценный памятник отечественной строительной мысли необходимо было сохранить - ведь этот дом является предком всех панелек СССР! Но увы, здание не показалось интересным почти никому, а потому его снесли в 2007 году вместе со всем жилмассивом, а на его месте построили элитное жильё (между прочим, одно из самых дорогих в Петербурге).
Лично для меня странно одно - почему об этом доме забыли все: от чиновников (это я ещё могу понять) до градозащитников, и сейчас про него почти никто не вспоминает. Несправедливо!
Дом культуры Союза кожевников им. Капранова
Дата постройки: 1930-1931
Архитектор: Рейзман, Даянов, Светлова
Адрес: Московский проспект, 97
В качестве последнего примера я решил привести здание, по которому с первого взгляда и не скажешь, что с ним что-то не так: вроде бы обычный памятник конструктивизма, стоит на своём месте - что же в нём было утрачено? Но если вы присмотритесь к ДК Союза кожевников имени Капранова повнимательнее, то поймёте, что здание полностью построено из современных материалов - такое просто не могли возвести в 1930-х годах. Так в чём же подвох?
А подвох заключается в том, что в наше время бывшее здание дома культуры было снесено и построено заново с нуля, пускай и по историческим чертежам. То есть, фактически, здания ДК имени Капранова больше не существует, а на его месте находится его современный двойник!
На самом деле, я положительно отношусь к практике восстановления исторических зданий с нуля, особенно, если это сделано качественно, с полной опорой на исторические рисунки и чертежи. Однако, это имеет смысл лишь в том случае, если историческое здание было полностью утрачено. Но какой смысл сносить сохранившееся здание и строить на его месте точную копию? Это же полный абсурд!
А сделано это было для того, чтобы построить позади памятника архитектуры огромный отель: идея заключается в том, что историческое здание сложно приспособить под необходимые отелю нужды, а вот если отстроить его с нуля, то функциональность здания вырастает в разы. Разумеется, никакой речи о заботе над памятником архитектуры не было и в помине!
Так что в наши дни бывший дом культуры играет роль этакого предбанника для отеля, который своим объёмом (отель грозно нависает над скромным трёхэтажным зданием) полностью испортил изначальный облик ДК Союза кожевников.
Таким образом, памятник архитектуры был утрачен фактически, хотя теоретически на прежнем месте располагается здание с почти полностью таким же фасадом (впрочем, его новизна всё равно видна, пускай и не всем). И, пожалуй, такая утрата гораздо лучше, чем полный снос, примеры которого мы с вами видели в этой статье ранее, но ещё лучше - с заботой относиться к памятникам архитектуры и не допускать их разрушения!
Заключение
Ну а завершить эту статью мне хочется на грустной ноте (хотя, и так вся статья была пропитана тоской по утраченным памятникам архитектуры и произведениям искусства). Моя финальная мысль такова: сегодня мы с вами смотрели на безвозвратно утраченное, но стоит понимать, что прямо сейчас в Петербурге может набраться целая дюжина памятников архитектуры авангарда, доживающих свои последние дни в практически руинированном состоянии - и почти никому до этого нет дела!
Так что пускай данная статья послужит не только данью памяти об утраченных памятниках архитектуры авангарда, но и напомнит вам о тех зданиях, которые ещё сохранились в нашем городе, но которое находятся под угрозой прямо сейчас: это и Ушаковские бани Гигант на улице Зои Космодемьянской, и старые корпуса мясокомбината Самсон, и водонапорная башня завода Красный Гвоздильщик, и многие другие памятники архитектуры тех лет.
Давайте будем помнить об этих зданиях и постараемся сделать так, чтобы их не постигла участь героев моей сегодняшней статьи.
Спасибо за внимание!