300 лет назад этот маленький остров был центром духовной силы северных территорий Руси. Во время церковных праздников или значимых событий, со всех окрестных деревень на лодках сюда съезжались люди. Ажурные силуэты храмов, уникальность их деревянных конструкций до сих пор поражает воображение. Тысячи туристов стремятся попасть сюда, желая своими глазами увидеть творения русских зодчих, а ученые пытаются разгадать секрет создания этого храмового ансамбля, чуда древней архитектуры.
Остров Кижи входит в группу островов Онежского озера Кижские шхеры и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в России, здесь располагается одноименный музей-заповедник Кижи. Кстати, побывав на острове, туристы перестают читать и произносить его название с ударением на последнем слоге. В Заонежье принят единственный вариант – КИжи.
На Руси плотницким искусством в той или иной степени владел каждый крестьянин. А вот когда нужно было построить храм, то всем миром, т.е. всей деревней или округой приглашали профессиональную артель. Во главе ее стоял зодчий. Настоящих мастеров, как и во все времена было не много. Их уважали, называя порой хитрецами-людьми искусными, владеющими хитростями, не доступными другим.
Сегодня заповедный остров хранит 89 шедевров и раритетов хитрецов и умельцев русского зодчества. Наиболее интересные из них входят в архитектурный ансамбль Кижского погоста, на базе которого в 1966 году был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи». Самыми узнаваемыми и сказочными по свое красоте объектами музея под открытым небом являются — церковь Преображения Господня, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, колокольня с шатровым куполом, ветряная мельница с восемью крыльями, часовня Михаила Архангела и дом-музей Ошевнева, а также старинные избы и надворные постройки, привезенные сюда со всей Карелии и органично дополняющие общую историческую картину жизни русского Севера.
Церковь Преображения Господня.
Деревянная церковь Преображения Господня является главным памятником и визитной карточкой острова и одной из самых красивых церквей в России. Именно ее фото печатают в учебниках по истории в темах о русском зодчестве. 22 купола придают храму вид царского терема из русской волшебной сказки.
О тех, кто создал настоящие шедевры зодчества слагали легенды. Предание о происхождении церкви Преображения Господня на острове Кижи гласит, что ее автор- мастер Нестор увидел рисунок будущего храма в переливании солнечных лучей и капелек россы на траве. А когда церковь была построена Нестор поднялся на самый верх, кинул топор в озеро со словами, что такого чудесного храма нет нигде и не будет больше никогда.
Церковь Преображения Господня на острове Кижи-единственная, дошедшая до нас из деревянных многоглавых церквей Древней Руси. В Византии, откуда пришло христианство на Русь не было многоглавых храмов. Эволюция форм церквей дошла там до пятиглавия, причем до X века византийские главы не выглядели луковками, это были низкие, широкие купола.
Часть исследователей связывает многоглавие с обширным пантеоном языческих богов на Руси, недаром храмы строились на местах языческих капищ. Кстати, название острова Кижи образовалось от карельского слова «кижат» – игрища. Ученые-археологи придерживаются мнения, что в дохристианские времена на острове находилось святилище местных племен, где устраивались языческие ритуалы и обряды.
Средневековый зодчий не делал чертежей, он познавал архитектуру опытным путем, а потом на этой основе осуществлял собственную задумку. Окончательный облик здания часто рождался в конце строительства. Мастер сам определял эталон длинны, линейкой служил кнут или доска. Даже общепринятые на Руси меры могли отличатся у разных мастеров, ведь для их определения человек использовал собственное тело: рука от кончиков пальцев до плеча — аршин, до места локтевого сгиба — мера поменьше локоть, раскинув руки мастер получал маховую сажень. Разметку фундамента по земле удобно было мерить шагами.
Церковь Преображения Господня несколько сотен лет была главным храмом Кижского погоста. Сначала она имела шатровую форму, но в конце XVII века сгорела от попавшей в нее молнии. И вот в 1711 г деревенская община пригласила артель во главе с зодчим Нестором строить новый храм. Спустя три года церковь Преображения Господня была построена. Храм получился необыкновенным! Долгие 180 лет следующие поколения мастеров искали архитектурные решения для двух соседних строений. Шатровый купол церкви Покрова Богородицы был заменен легкой короной, состоящей из девяти куполов, а колокольня приобрела классический вид северных звонниц, напоминающих дозорную башню. Так возник ансамбль, достойный творения мастера Нестора.
Основным строительным материалом для храмов служила сосна-дерево смолистое, а значит долговечное, ведь смола природный консервант. Заготавливали бревна зимой, когда в деревьях останавливалось движение сока и было меньше условий для развития гнили и грибка. Деревья рубились возрастом от 150 до 300 лет. При чем для каждого элемента конструкции подбиралась древесина определенной плотности. Для нижних наиболее нагруженных венцов храма использовали самую плотную сосну. Луковки храма делались из осин, а точнее осинового лемеха — небольших деревянных дощечек, словно рыбьей чешуей, покрывающих церковные главы.
Осина мягкий материал, с ней удобно работать. Она разбухает при намокании, защищая крышу от протечек, при этом не коробится. Ну и главное со временем это дерево приобретает красивый серебристый оттенок, меняющийся в зависимости от освещения и погоды.
На покрытие верха Преображенской церкви потребовалось около 30 тысяч лемешин, каждую вытесывали топором. Изначально крепились они деревянными штырями. Кованные гвозди использовались позже, при реставрациях и ремонтах, когда они стали дешевле и получили широкое распространение. Отсюда и пошла легенда, что Кижский погост выполнен без единого гвоздя, что правда лишь отчасти — без единого металлического гвоздя.
Инструментов для постройки домов и храмов в Средневековой Руси было немного, в основном использовался топор. В отличие от пилы, топор не разрывает древесные волокна, открывая их для влаги и гниения. Наоборот при ударе он сминает их, как-бы запечатывает концы бревен. Даже резные элементы, украшающие дома, делались в основном топорами. Впрочем, для северной резьбы характерны крупные детали, хорошо читающиеся на фоне низкого серого неба.
Для деревянной постройки 300 лет срок огромный. Древесина материал мягкий, живой, подверженный влиянию температур, осадков и микроорганизмов. Уже в конце XVIII века начали проседать полы, балки отошли из гнезд, стены накренились. Сказалось и то, что мастера артели Нестерова действовали часто по наитию, без точных расчетов и чертежей. Фундаментом служили валуны, поставленные на грунт. Со временем они просели под колоссальным весом конструкции — 600 тонн. Местные умельцы подправляли что-то время от времени, а в 1818 году храм в результате реставрации радикально поменял свой облик. Срубы обшили тесовыми досками, а купала обили железом. Так церковь простояла 130 лет. Менялись лишь цвета масляной краски, которой покрывали стены и главы. Творение Нестора во многом утратило свое первозданное очарование.
Только в 1948 году реставраторы стали возвращать храму Преображения исконный облик. Тесовая обшивка не помогла сохранить храм, она как латы на раненном рыцаре. Открывая старинный сруб, специалисты-реставраторы обнаружили, что многие бревна прогнили и с этого времени началось настоящее сражение за сохранение главного Кижского храма.
В 2020 году закончилась глобальная реставрация церкви Преображения Господня, восстановление шло 10 лет. Храм весом 600 тонн буквально взлетел над землей. Изнутри в корпус церкви подвели металлический каркас и с помощью домкратов конструкция повисла в воздухе.
Под храм установили ленточный фундамент. Сруб был разделен на 7 частей. Части поочередно извлекались снизу-вверх, и уже отреставрированными возвращались назад. Ветхие бревна поменяли целиком, а те, что сохранились лучше — подлечили точечно, делая вставки из новой древесины.
Храм уцелел и в войну, и в революцию. Ни у атеистов, ни у иноземных противников не поднималась рука разрушить резное деревянное чудо. Приход Советской власти в Карелию, как ни странно, для Кижей обернулся благом. Это на «большой земле» Советы нещадно взрывали церкви, а здесь, напротив, сберегли старинные памятники деревянного зодчества. Уникальные карельские храмы и часовни большевики признали народным промыслом, развивавшимся вопреки гнету помещиков.
В 1941 году финский летчик получил задание разбомбить Кижский погост, служивший ориентиром для советских войск. Но открывшаяся перед ним картина так поразила его, что он развернул самолет и улетел, сбросив бомбы в Онежское озеро. Звучит, как легенда, но быль порой превосходит сказку, когда речь идет о подлинной красоте. Она и сегодня притягивает в эти места тысячи людей.
Высаживаясь с теплохода на острове Кижи, на причале вместе с купленным билетом вы получите пароль для доступа к wi-fi. Но все остальное на острове стараниями не одного поколения людей сохранено для вас в первозданном виде, как и четыре века назад.
Каждое сооружение комплекса деревянного зодчества под открытым небом в Кижах познакомит вас с тонкостями плотницкого дела, с особенностями ткацкого или кузнечного мастерства, принципами судостроения и быта северной деревни, с карельской иконописью и культурой карелов-ливвиков – здешнего коренного народа. В Кижах собрана единственная в России коллекция «небес» (росписи на потолках храмов) Карелии.
На остров деревянных чудес вы сможете попасть на теплоходах «Волга Дрим», «Две столицы», «Леонид Соболев», «Максим Литвинов», «Дмитрий Фурманов», «Константин Коротков», «Княжна Анастасия» и многих других. Ныряйте на сайт kruiz.online, устанавливайте ваш город отправления, городом посещения укажите остров Кижи, и выбирайте понравившийся теплоход.