Найти тему
Логист со стажем

Маркетплейс против интернет-магазина. Кто круче? Можно проголосовать в опросе к статье.

Оглавление

Всем, привет!

Сегодня поговорим о такой объемной теме, как маркетплейсы.

сейчас это слово очень плотно вошло в наш лексикон и мы с ним сталкиваемся практически повседневно. Но откуда же они появились эти гиганты онлайн торговли? Да из простых интернет-магазинов, ответим мы.

Все помним, не так давно , когда Озон еще был книжным онлайн-магазином, а WB интернет-магазином модной одежды, мы и знать не знали, что единственный популярный "супермонстр" - Али Экспресс, это и есть пример классического маркетплейса.

И эта схема, когда отдельные продавцы объединяются на одной площадке, она так хорошо прижилась в вышеупомянутых онлайн площадках, что сейчас уже и не вспомнишь, что мог купить на Озон, только книгу.

-2

На данный момент по результатам исследования "The Future Shopper Report 2020"порядка 52% потенциальных покупателей, производят поиск товара непосредственно в меню маркетплейса, нежели в поисковике, как годом ранее.

И на данный момент все относительно крупные интернет-магазины задумываются о том, что бы вырасти до маркетплейса. В статье мы рассмотрим, нужно ли это делать, какой вариант лучше:

Трансформация из интернет-магазина
IT площадка без логистики
IT площадка +логистика

Для начала рассмотрим явные плюсы бизнеса от запуска маркетплейса (далее - МП, прим. автора), как формата торговли.

Несколько способов монетизации. Есть несколько путей, но самым популярным и легко реализуемым, является комиссия с продавцов, за проданный через площадку товар.

Нет необходимости становится экспертом в товарах, которые продаются на МП, по нему всю информацию может дать продавец, которой собственно и является тем экспертом.

Часть бизнеса (иногда прям "львиная доля") делегируется продавцу товара, который выставляется на МП.

У МП есть несколько вариантов работы с реальным продавцом:

  1. Товар физически находится у продавца, а МП предоставляет только раскрученную площадку для размещения товара.
  2. Товар физически находится у МП, и он организует всю логистику до получателя.

Первый и второй случай очень разные и естественно имеют разный уровень комиссионных сборов.

Нельзя четко утверждать. какой из способов лучше, потому что не понятно насколько качественно будет организована логистика во втором случае, и если успешно, то в МП потекут "золотые реки", когда как в первом случае, только скромная символическая комиссия. Но во втором случае и статья расходов более внушительная, когда как в первом случае нужно просто организовать бесперебойную работу площадки и маркетинг.

И вот тут мы уже начали отвечать на вопрос, необходима ли трансформацию Интернет-магазина в МП, если магазин крепкий, нишевый, со своей уникальной аудиторией. Стоит ли распыляться?

Ответа однозначного, конечно же, не существует. И тут естественно, подход индивидуальный.

Наше мнение

-3

На наш взгляд, МП это перерождение Интернет-магазина. Его эволюция. Наступает момент в любом развитии , когда рост замирает, замораживается и необходимо выбирать следующую ступень развития, масштабирования.

Вот МП это как раз один из способов масштабирования, при условии конечно, что ваш магазин набрал хорошие обороты и представлен в интернете на первых строчках поисковиков. В таком случае, поставщики (мерчанты), которые примут решение продавать товары через такую площадку, конечно же охотно будут пользоваться вашими услугами (площадки или фулфилмент, если у вас развита инфраструктура).

Если же вы не набрали "жирка" и сразу решили стать МП, то тут есть риск остаться у разбитого "корыта", потому что у таких МП без развитой логистики, складов и товара, который узнаваем на просторах сети, очень зыбкое положение. И при первой же кризисной встряске, все посыплется, так как гиганты смогут позволить себе демпинг, вы нет.

Экспертное мнение

Мы воспользовались аналитикой ведущего e-commerce издания Оборот.Ру, а именно

Андрей Павленко, аналитика Оборот.РУ
Андрей Павленко, аналитика Оборот.РУ

О чем пишет Андрей. В его статье есть четкое описание, почему не нужно становится маркетплейсом. Если в двух словах, то

  1. Если у вас нет желания изменения системы продаж.
  2. Нет почвы для развития в рамках высокой конкуренции
  3. Нет команды специалистов по разработке и сервису маркетплейса
  4. Нет первоначального капитала для вложения в развитие
  5. Нет маркетинговой стратегии

Если один из пунктов у вас вызывает сомнения, то пока значит не стоит браться за создание МП.

Да, мы конечно же с вами понимаем, что МП это высшая лига, но иногда лучше быть первом во втором дивизионе, чем последним в высшей лиге.

Продолжаем транслировать экспертную оценку, и в частности Андрей Павленко описывает два подхода к созданию МП:

  • Использование специального движка CMS
  • Автоматизация процессов продаж и подписания мерчантов

Первый путь менее затратны, но более трудоемкий в эксплуатации, требующий больше человеческих ресурсов и времени на обработку процессов и управление ими.

Второй более технологичный. Про него подробнее.

В данном случае мы создаем полноценный автоматизированный бек-офис для МП, который стоит на таких пяти китах:

PIM-система (Product Information Management) - управление каналами и контентом.
MAS (Merchant Administration System) - взаимодействие с поставщиками
OMS (Order Management System) - управление заказами.
Биллинг - взаиморасчеты
R&A - аналитика, отчеты.

Перед финальным словом, мы по традиции попросим вас пройти опрос.

Заключение

Подведем некий итог. В чем же отличие философии МП от интернет-магазина. По сути МП должен не продавать, а отлаживать условия взаимодействия поставщиков и брендов на своей площадке. И если всем участникам ( в том числе и покупателям), будет на данной площадке комфортно, то по сути успех не за горами.

У интернет-магазина философия намного проще - ПРОДАВАТЬ.

Поэтому тут еще много зависит от того, как вы себя ощущаете в интернет-пространстве. От того как, вы себя ощущаете, и зависит ваше дальнейшее развитие концепции вашего бренда.

Всем большой удачи и хорошей продуктивной недели.

-5