Найти тему
Трансформатор СП РФ

Семь принципов Открытости, озвученных на ПМЭФ

Оглавление

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин представил доклад «Открытость государства в России-2021» на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. На профильной сессии эксперты и представители госорганов обсудили результаты исследования СП и представили свое видение того, какой должна быть открытость федеральных ведомств.

Фото ТАСС
Фото ТАСС

Определение ответственных за открытость

«Мы заинтересованы, чтобы в Правительстве была более четко определена ответственность за открытость. Как в Правительстве, так и в отдельных ведомствах. Тогда будет постоянная работа в этом направлении», – заявил Алексей Кудрин.

Открытые данные как драйвер революции в открытости

«Хоть пока и не все ведомства быстро делают и обновляют базы данных, процесс будет идти. Правительство России объявило это своей “фишкой”, своей главной дорогой. Идет цифровизация, она без данных невозможна. Кроме того, через массивы данных можно будет делать оценку программ, достижения целей», – отметил Алексей Кудрин, добавив, что Счетная палата, которая уже в том числе ведет аудит государственных информационных систем, будет содействовать дальнейшему развитию этого направления.

Понятность языка

«Когда начинаешь четче и логичнее излагать написанное, выясняется, что содержание не такое уж и большое. А может и есть скрытый, другой смысл. Поэтому понятность изложения – важнейший аспект открытости», – пояснил Председатель СП.

Разделение открытости процессов принятия решений и открытости данных

«И то и другое важно. Иногда ведомства все данные выкладывают, но как они принимают решения никто не знает», – отметил Рубен Ениколопов, ректор Российской экономической школы.

Точечная работа с целевой аудиторией

«Можно выделить три целевых аудитории. Первая группа – среднестатистические граждане, которым важно доносить информацию в понятном виде: разжеванные тексты, инфографика. Вторая группа – это эксперты, которым нужны те самые машиночитаемые данные, наборы и тд. Для них важна стандартизация, чтобы можно было сравнивать и сопоставлять данные разных ведомств. Третья группа – узкие эксперты из академического сообщества, им нужны данные, которые по тем или иным причинам не могут быть в публичном контуре. Но анализ таких данных со стороны экспертов может быть полезен и самим ФОИВ для понимания каких-то процессов», –   добавил Рубен Ениколопов.

Проактивность со стороны государства

«Автоматизация и проникновение информационных технологий позволяет сделать так, чтобы у граждан не было потребности спрашивать государство», – резюмировал заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев. «Да, всю информацию можно узнать на сайте или в личном кабинете, но не так много людей зарегистрировано в них. И, например, для поддержания чувства налогоплательщика можно создать рассылку “Сколько я плачу налогов”», – поддержал представителя Минэка Рубен Ениколопов.

Развитие гражданского участия

«Формы гражданского участия надо предусмотреть. Законы принимаются парламентами, а нормативные правовые акты принимаются органами исполнительной власти – и тут граждане и экспертное сообщество должны иметь канал, через который они могут подавать свои предложения. Часто приходится слышать: “Вы критикуете, а что предлагаете”, но работающего инструмента для этих предложений так и нет”, – заметила политолог Екатерина Шульман.

«От открытости – к понятности, от понятности к доверию, от доверия – к влиянию на решения», – резюмировала озвученные тезисы генеральный директор ЦПУР Мария Шклярук. Траектория задана, пора по ней двигаться.