Найти тему
Шагающий экскаватор

Яна Вагнер, «Вонгозеро. Эпидемия»

Страниц: 450

Цикл: «Вонгозеро», №1

Оценка: 10/10

Первое издание: 2011 г.

Я частенько натыкалась на рекомендации этого романа, но всё не доходили руки. Было немного боязно: что, если будет что-то слишком депрессивное и жестокое? Русский автор ведь, у нас проблемы с позитивом и жизнерадостностью.

Сюжет романа понравился мне с первых же страниц, развеяв все страхи. Свирепый штамм гриппа смертелен и беспощаден: лекарства не существует, и заболеть им — равносильно смерти. В центре повествования — совершенно обычная семья. Они спокойно жили в Подмосковье в пряничном домике с окнами в пол; когда началась эпидемия, закрыли Москву на карантин и замолчали телефоны, они не могли осознать опасности. Они думали, что несколько десятков километров, разделяющих их и МКАД, спасут их от волн больных и мародёров.

Когда у них получилось осознать всю опасность положения, они отправились в место, где на несколько километров ни единой души. На Вонгозеро в Карелии.

Всё повествование происходит в дороге от Подмосковья до этой самой далёкой Карелии. Главной героине приходится мириться с бывшей женой своего мужа и их маленьким сыном, по пути они встречают знакомых и отбиваются от враждебных людей. На дорогах — ноябрьские сугробы, брошенные машины и засады грабителей. 

Эпидемия здесь — предлог, а не основа сюжета. Замени смертельный вирус на бомбардировки крупных городов, зомби-апокалипсис или влияние смартфонов, как это было в «Мобильнике», и мало что изменится. Это движущая сила, которая заставляет героев покинуть уютные гнёздышки, нагрузив машины скарбом, и отправиться на далёкое озеро. 

Поначалу я подозрительно относилась к формату романа: он весь состоит из пути из точки А в точку Б. Сложно представить, что такое простое построение сюжета может быть интересно.

Однако писательница поступила хитро: вместо раскрытия темы эпидемии и создания сложной структуры романа она сосредоточилась на мелочах. У Яны получилось раскрыть персонажей, сделать их яркими и насыщенными, не раскрывая при этом их через биографию, не описывая детально их внешность. 

И о создании героев я хочу поговорить подробнее. 

Она говорит: муж отца приехал на УАЗике, он в валенках и тулупе, и от него пахнет спиртом. Она говорит: жена успешного бизнесмена, всегда с идеальной причёской, в горнолыжном белоснежном комбинезоне. И мы сразу видим этих людей! При этом для каждого из нас герои выглядят по-разному, и в этом самая мякотка. Потому что это стереотипные образы: слегка пьющий отец из деревни, жена богача, разбитной приятель или его лицемерная жена. У каждого из нас есть такие знакомые, есть в голове собирательный образ этих типажей. И на основе своего опыта мы сразу дорисовываем этих людей, домысливаем их и воспринимаем как живых. Писательнице остаётся лишь вложить в уста этих героев разную по стилю речь, добавить мотивации через диалоги — и всё, магия. Мы верим в происходящее.

Все события мы видим глазами главной героини Ани, и это тоже сильно влияет на наше восприятие романа. Героиня Ани плывёт по течению, едва способная влиять на ход событий, из-за чего мы с первых же страниц начинаем ассоциировать её с собой. Она, как и читатель, просто движется по повествованию. При этом она передаёт читателю и зрительную информацию, и свои ощущения, немного скрашивая собственными оценками. Поэтому погружение в книгу получается полным.

Само повествование, как я уже говорила, строится на путешествии. И важно, не откуда или куда, а как. Писательница постаралась максимально реалистично вообразить картину подобного развития событий. Кто-то находится в прекрасном неведении и спокойно ждёт, когда мир придёт в прежнее русло. Кто-то сразу же начал убивать и мародёрствовать, покушаясь на не нужные в условиях конца света признаки роскоши вроде телевизора или норковой шубы. Кто-то мобилизовался и пытается выжить. Наши герои быстро понимают, что в этом новом мире вопрос выживания становится выше принципов морали, но и другие люди это тоже осознают. Очень интересны были в романе моменты, когда наши герои сталкивались с другими обычными людьми; в прежнем мире они бы здоровались в лифте или извинялись за царапину на бампере. Теперь обе стороны — адекватные и миролюбивые люди — направляют друг на друга ружья и воруют солярку в ночи. 

В общем, вышло убойное сочетание. Ощущение угрозы, наступающей на пятки, опасности, подстерегающие за каждым поворотом. Яркие живые персонажи, этические метаморфозы. Я дочитывала книгу, сидя в «Стриже» из Москвы в Нижний Новгород, и она стала для меня телепортом. Вот я размешивала сливки в кофе где-то около Орехово-Зуево, и вот — поезд отъезжает от Дзержинска, и пассажиры вокруг шуршат, собираясь на выход.