Волгоградский речной вокзал был построен во второй половине XX века по проекту архитектора Г.П. Садовского. На момент открытия это был самый большой в Европе речной вокзал, длина здания практически сравнима с длиной Красной площади в Москве. На мой взгляд, это здание стало самым красивым и необычным в Волгограде. Им оно остается и сегодня.
Место для строительства вокзала было выбрано не случайно. Еще в конце XIX века здесь располагались пристани многих волжских пароходных обществ. А в самом городе находилось пароходное общество «Русь», основанное купцом В.Ф. Лапшиным. В начале прошлого столетия, в результате сдачи в эксплуатацию Волго-Донской железной дороги и увеличения грузооборота перевалочных грузов с Волги на Дон, пристань Царицына приобрела статус речного порта и являлась одной из крупнейших в Волжском бассейне. В 30-х годах, в период развития Сталинградского грузового порта, появились первые проекты строительства речного пассажирского вокзала. Но Великая Отечественная война не позволила осуществить намеченные планы.
В 1952 году на центральной городской набережной появляется та самая монументальная лестница, а также строится Речной вокзал, который представляет из себя деревянный павильон. Со стремительной скоростью растет количество судов, причаливающих здесь. И время от времени начинает подниматься вопрос о строительстве постоянного капитального строения. К 1964 году он решается самим собой – временная деревянная постройка сгорает из-за короткого замыкания. Тут же принимается окончательное решение о строительстве постоянного вокзала.
Возводить новый Речной вокзал Волгограда начали в 70-х гг. 20 века, его длина сопоставима с протяженной Красной площади в столице и достигает 300 метров, а самая верхняя точка строения – в простонародье – «шайба» с панорамными стеклами - тянется еще почти на 47- 50 метров ввысь. Считается, что волгоградский Речпорт при желании способен одновременно принять 6 судов в день, а в своем здании поместить 700 пассажиров – впечатляющие цифры. И здесь же - концертный зал – филармония почти на 1000 зрителей с органом Rieger-Kloss.
И действительно - Волгоградский речной вокзал - первое, что бросится в глаза, если турист или коренной волгоградец окажется прямо сейчас на центральной набережной города. Ведь он изначально рассчитан на перевозки по максимуму, чего не скажешь на данный момент.
В 1952 году на центральной городской набережной появляется та самая монументальная лестница, а также строится Речной вокзал, который представляет из себя деревянный павильон. Со стремительной скоростью растет количество судов, причаливающих здесь. И время от времени начинает подниматься вопрос о строительстве постоянного капитального строения. К 1964 году он решается самим собой – временная деревянная постройка сгорает из-за короткого замыкания. Тут же принимается окончательное решение о строительстве постоянного вокзала.
Грандиозная стройка развернётся рядом с нынешней Нулевой Продольной в 1967 году, а построят вокзал только в 1989. В 1980-м в эксплуатацию была сдана первая очередь речного вокзала в Волгограде. Это причалы и зал ожидания, вокзал в это время мог принимать пассажиров, «шайбу» еще достраивали.
К 1989 году сдали и вторую очередь — центральный концертный зал. Проект вокзала подготовил ленинградский архитектор Тимофей Садовский, он проектировал речные вокзалы в Ярославле и Омске, работал над оформлением набережных Невы и Финского залива.
С этого времени Волгоградский речной порт исправно функционировал. Причем с 1994 года в результате приватизации вокзал стал принадлежать организации ОАО «Волгоградский речной порт». Общество не только перевозит волгоградцев и туристов, но сдает помещения вокзала сейчас в аренду.
Стоит напомнить и тот факт, что Волгоградский речпорт знаменит не только своими масштабами, но и своей круглой частью – «шайбой». Ведь здесь практически сразу после строительства вокзала заработал не менее грандиозный ресторан «Россия». Проработал он по 1992 год и считался рестораном высшей категории. Многие воспоминают именно его. Легендарное заведение считалось на то время самым крупным в городе, славилось благодаря хорошей кухне и красивейшим видам на Волгу и город, открывавшимся через панорамное остекление. Зал был декорирован макраме из корабельных канатов.
К 1992 году ресторана здесь не стало, и «шайбу» время от времени занимали различные арендаторы: стали продавать билеты, работало казино и многое-многое другое. Ну а затем в жизни речного порта Волгограда наступил упадок. Помещения стали жить каждое своей жизнью. Вскоре и «шайбу» завесили многометровой рекламой…
Последние годы перед ЧМ мира по футболу волгоградцы постоянно поднимали вопрос с тем, что помещения вокзала-гиганта используются не по назначению, пестрят рекламой, а еще здесь много ночных клубов. Последние десять лет пустовала и ветшала сама «шайба». Волгоградцы были вынуждены лишь с грустью вздыхать, вспоминая о былых временах.
И вот в марте 2018 года в знаменитой «шайбе» закипели работы, здесь поменяли стекла, запланировав глобальную реконструкцию. Тогда же отдельные части сооружения восстановили, частично усилив конструкции двухъярусного пассажирского причала. Отремонтировали здесь и бетонную поверхность.
А в самой "шайбе" открыты два панорамных ресторана с самым красивым видом на город.
Волгоградский речпорт жив, хотя даже сегодня представляет из себя больше разрозненный торгово-развлекательный досуговый центр, нежели транспортный. Хотя прогулочные теплоходы продолжают отплывать с причалов вокзала: поездка по Волге займет около часа. Тут же летом активно работают частники - катают на волнах или переправляют на противоположный берег на лодках, катерах, гидроциклах и других видах водного транспорта.
Надеюсь, Вам понравилось? Ставьте лайк, подписывайтесь. Это мотивирует писать лучше). С лучшими пожеланиями, Ваш Алекс Маком! До встречи. О дизайне, искусстве и архитектуре Вам будет интересно почитать: