С момента зарождения человечества как отдельного биологического вида, его представителям было свойственно стремление к перемещению. За сотни тысяч лет люди преодолели высочайшие горные цепи, жаркие пустыни, безбрежные океанские просторы и непроходимые леса, расселившись практически на всех континентах Земли, кроме Антарктиды. Переселение народов происходило по целому ряду причин: менялся климат, исчезали и появлялись отдельные виды растений и животных, завоеватели изгоняли побежденных с насиженных мест. Но миграция отдельных этносов не завершилась в древние времена, некоторые народы обрели свой дом лишь в середине XIX века, как это произошло с эвенами Камчатки.
В отличие от коряков и ительменов, эвены относятся к тунгусо-маньчжурской группе народов, в которую также входят маньчжуры, якуты и нанайцы. Эвены, чья численность оценивается приблизительно в 22 тысячи человек, проживают преимущественно в Якутии, хотя и на севере Камчатки существуют районы со значительной долей эвенского населения. Но как эти люди оказались за сотни километров от своей исторической родины? Постараемся ответить на данный вопрос.
Основываясь на исторических источниках, можно смело утверждать, что даже в XVIII веке эвены не присутствовали на камчатской земле. Упоминания об этом народе отсутствуют в путевых заметках участников экспедиции В. Беринга, в которых была изложена самая полная информация о географии, флоре и фауне Камчатки, а также о населяющих ее народах. Первое же сообщение об эвенах на полуострове относится к 1852 году, когда старейшины племени вступили в переговоры с губернатором В.С. Завойко о возможном переселении на склоны Срединного хребта. Свою просьбу эвенские делегаты объяснили сокращением оленьих пастбищ в восточной Якутии из-за быстрого роста населения. Завойко разрешил эвенам поселиться на полуострове, решив таким образом проблему освоения внутренних районов Камчатки.
Первое время эвены практически не покидали долины реки Быстрая, опасаясь возможных конфликтов с коряками или русскими. Но поняв, что им никто не угрожает, стали быстро идти на контакт со своими соседями и властями этого края. Начался культурный обмен, были заключены первые смешанные браки. Традиционная одежда эвенов вызывала удивление своей яркостью и богатым орнаментом. По этой причине за данным народом даже закрепилось шутливое прозвище - «сибирские французы». Только модные новинки из Парижа могли сравниться по красоте с убранством эвенского костюма, включающего в себя теплый кафтан, надеваемый на красиво расшитый фартук, и меховую шапку, в которую местные мастерицы вшивали еще и разноцветные лоскутки.
Самым любимым развлечением эвенов, помимо борьбы, считался бег с палкой на очень длинные дистанции. Так, участники забега могли преодолеть десятки километров, демонстрируя тем самым свою выносливость и несгибаемый дух. На народных праздниках и по сей день эвены участвуют в данных состязаниях. Более того, коряки из окрестных селений тоже приходят помериться силами с эвенской молодежью. Оба народа часто проводят совместные богослужения, в которых причудливо сочетается православная литургия и отголоски древних шаманских обрядов. Например, икону из одной церкви до другой доставляют на самом сильном и быстром олене, что показывает особую ценность реликвии в глазах местных жителей.
Таким образом, мирное переселение и успешная адаптация эвенов к условиям жизни на Камчатке доказывает, что гармоничное сосуществование различных народов можно воплотить в жизнь, если все стороны готовы начать диалог и приступить к совместной деятельности, целью которой станет процветание их общего дома.