Найти тему
Катехизис и Катарсис

Елисейский магазин в Империи, Союзе и сегодня

В конце XIX века семья петербуржцев Елисеевых занималась поставками из-за границы в Российскую империю колониальных товаров: чая, кофе, а также вин, сыров, фруктов и других. В 1896 году семейный торговый дом возглавил Григорий Григорьевич Елисеев, который и решил открыть магазин в Москве – к тому времени у него уже было несколько магазинов в столице. Помещение подбиралось очень долго и в итоге выбор пал на роскошный особняк на Тверской улице, построенный в конце XVIII века архитектором Матвеем Казаковым для богатой дамы Екатерины Козицкой. В 1820-х годах здесь устраивала известные литературно-музыкальные вечера княгиня Зинаида Волконская – в гостях у светской львицы бывали и Александр Пушкин, и Федор Тютчев, и Иван Тургенев.

Перестройка здания продлилась почти три года: под руководством архитектора Гавриила Барановского за это время объединили цокольный этаж и бельэтаж, создали интерьер в духе «необарокко» с массивными колоннами с позолотой и большими хрустальными люстрами. И 5 февраля 1901 года распахнул свои двери «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин».

Журналист Владимир Гиляровский в своей книге "Москва и москвичи" во всех красках описывал торжественного открытие магазина: «С утра толпы народа запрудили улицу, любуясь на щегольской фасад «нового стиля» с фронтоном, на котором вместо княжеского герба белелось что-то из мифологии, какие-то классические фигуры. На тротуаре была толчея людей, жадно рассматривавших сквозь зеркальные стекла причудливые постройки из разных неведомых доселе Москве товаров. Горами поднимаются заморские фрукты; как груда ядер, высится пирамида кокосовых орехов, с голову ребенка каждый; необъятными, пудовыми кистями висят тропические бананы; перламутром отливают разноцветные обитатели морского царства — жители неведомых океанских глубин, а над всем этим блещут электрические звезды на батареях винных бутылок, сверкают и переливаются в глубоких зеркалах, вершины которых теряются в туманной высоте».

Командовал магазином управляющий Сергей Кириллович, сам же Елисеев приехал в Москву только в день открытия: он был занят устройством такого же «храма Бахуса в Петербурге, на Невском, где был его главный, еще отцовский магазин».
В трех торговых залах разместились пять отделов: фруктовый, кондитерский, колониально-гастрономический, бакалейный и специализированный отдел для хрусталя Баккара. При магазине (в подвальных помещениях) были собственные производства: пекарня, кондитерский цех, цеха засолки, копчения, обжарки кофе, производства масла и колбас. Тут же разливали вина и напитки.

Однако, магазин хоть и принес изрядный доход в копилку миллионера Елисеева, счастья он ему принести не смог. Сначала в 1914 году на собственной косе повесилась его жена Мария Андреевна, родившая ему семь сыновей и одну дочь. Она не смогла вынести измену мужа с Верой Васильевой, «бракоразведённой женой петроградского купца», которая была младше Елисеева на 20 лет. Самоубийство жены позволило ему сразу же обвенчаться с любовницей.

Из-за поступка отца сыновья отказались от наследства, а после революции и национализации его магазинов и фабрик Елисеев был вынужден эмигрировать во Францию, где жил на награбленное (зачеркнуто) свои накопления. Умер Григорий Григорьевич в Париже в 1949 году в возрасте 84 лет и был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Магазин же был переименован советской властью в «Гастроном №1», однако его продолжали называть по имени основателя.
Гастроном с достоинством переживал тяжелые времена – революцию, гражданскую и Великую Отечественную войны, и продолжал быть главным гастрономическим оазисом Советского Союза. Сюда стремились поглядеть на горы дефицитных продуктов и ослепляющий электрический свет. Владимир Гиляровский пишет: «Храм Бахуса существовал до Октябрьской революции. И теперь это тот же украшенный лепными работами двусветный зал, только у подъезда не вызывает швейцар кучеров, а магазин всегда полон народа, покупающего необходимые для питания продукты. И все так же по вечерам яркие люстры сверкают сквозь зеркальные стекла».

В 1982 году к власти в СССР пришел Юрий Андропов – ярый борец с коррупцией и хищениями. Сначала под его горячую руку попали директор магазина «Березка» и его жена – по совместительству заместитель директора «Гастронома №1» Юрия Соколова, которая и дала показания на своего руководителя. Соколова тоже арестовали, а на даче обнаружили около 50 тысяч рублей – фантастические по тем временам деньги!

Во время допросов он раскрывал секреты разных схем хищений из московских магазинов – на основании его показаний было возбуждено около сотни уголовных дел против руководителей московской торговли. В 1984 году Юрия Соколова расстреляли, все имущество конфисковали, а его заместителей приговорили к крупным тюремным срокам. Эта история стала крупнейшим делом о хищениях в советской торговле.
В начале 2000-х годов гастроном был замечательно, на совесть, отреставрирован. С 2005 года «Елисеевский» принадлежал сети премиальных магазинов «Алые паруса», но в 2020 году компания ушла с рынка и закрыла все свои точки. Владеет помещениями исторического магазина, который является объектом культурного наследия, Правительство Москвы, но «Елисеевский» все еще ждет нового инвестора – надежного хозяина, который сохранит купеческое наследие и вернет ему былую гастрономическую славу. В феврале 2021 года об этом кричали пустые полки универмага, заполненные одинаковыми бутылочками сока, скромным ассортиментом свежего мяса и рыбы, свежей выпечкой, недорогой кулинарией, вроде винегрета и корейской спаржи, и дорогими сувенирами, черной икрой и алкоголем. К апрелю с полок пропало и это. 11 апреля магазин был закрыт.

Автор - Александр Горячев