Найти тему
Азвука - теория звука.

Ухожу в SPL! Делаю автомобильный сабвуфер

Задумал я собрать автомобильный сабвуфер не совсем обычной конструкции. Идея заключается в том, чтобы жесткости корпуса добиться не толщиной стенок, а внутренним каркасом и ребрами жесткости.

Хотя, и сами стенки не сильно тонкие - из 18мм материала, но динамик не маленький, без распорок на предельных громкостях - корпус определенно будет напоминать желе:)

Динамик AVATAR SST-312: двенадцатидюймовый мощный SPL сабвуфер, вполне бюджетный, кстати.

Очень увесистый, очень жесткий, с непривычно большим внешним подвесом - типичный SPL'ный саб. Не привык я к таким. Ну ничего, интересней будет послушать, как он звучит и что он может!

В комплекте с динамиком идет книжка-инструкция, в которой расписаны варианты подключения динамика и объединения двух, трех, четырех, таких динамиков... ох уж эти давильщики:)

Заявка производителя. На 17 странице, обратите внимание!:) Правда, первые 10 - это англоязычная версия инструкции.
Заявка производителя. На 17 странице, обратите внимание!:) Правда, первые 10 - это англоязычная версия инструкции.

Также указаны параметры Тиля-Смолла, за это спасибо! Полная добротность 0,5, резонанс 39, эквивалентный 30л. Но эти значения мы проверим:)

BL достигает впечатляющих значений: 20! Но, это впечатляет до того момента, пока мы не узнаем массу подвижки:) Которую производитель предусмотрительно не указал. Я думаю, там будет что-то в районе половины килограмма)))

Измерения, расчеты, начинаю рисовать корпус.

Первый вариант модели. Акустическое оформление - фазоинвертор. Щелевой порт. По силовой структуре явно требуются доработки!
Первый вариант модели. Акустическое оформление - фазоинвертор. Щелевой порт. По силовой структуре явно требуются доработки!

Смущает не усиленная задняя стенка и стенки порта. Наверняка, вибрации там будут не слабые, нужно укреплять. Решил сделать переборки, соединяющие все стенки корпуса, с центральными опорами (вместо вырезанного круга)

Добавлены ребра жесткости на боковых панелях и пара на верхней и нижней стенке. Задняя и боковая стенки в районе порта будут связаны с деталями порта небольшими проставками. На настройку порта это сильно не повлияет, а жесткость существенно увеличит.

В итоге, не осталось свободных пролетов больше 30см. Думаю, это уже неплохо, жесткости должно хватить.

Вот так выглядит вырезанный комплект для сборки сабвуфера.
Вот так выглядит вырезанный комплект для сборки сабвуфера.

Весь процесс сборки я заснял, так что есть вероятность, что появится пара роликов по этой теме! 4 часа исходного материала, это определенно нужно ужимать. Как ролики появятся, оставлю ссылочки здесь.

Распорки внутри порта, которые не попали в кадр на других схемах. Будут скругляться, чтобы меньше создавать завихрений и помех движению воздуха
Распорки внутри порта, которые не попали в кадр на других схемах. Будут скругляться, чтобы меньше создавать завихрений и помех движению воздуха

Ну, а так выглядит промежуточный итог с установленным динамиком:

Как вы понимаете, сейчас корпус уже собран.
Как вы понимаете, сейчас корпус уже собран.

Параметры динамика не совсем соответствовали заявке, резонанс совпадал в точности (хотя динамик новый, и в процессе работы резонанс наверняка немного понизится), а вот добротность оказалась выше заявленной (0,7 фактической против 0,5 из книжки). Сделал расчет с поправкой на более высокую добротность, настройка порта 35Гц. Звучит на слух в помещении на удивление приятно!

От SPLного саба я ожидал большей неповоротливости, теперь осталось оценить звучание этого сабвуфера в салоне автомобиля! Это еще предстоит сделать.

Вы можете поддержать канал и помочь мне с новыми экспериментами!

196р от неизвестного мне отправителя уже пошли в дело:)

Как вам такая конструкция? Как думаете, хватит жесткости? Или лучше использовать более толстый материал, и не выдумывать все эти каркасы и усилители?