Его последние работы датируются с разбросом в пять-десять, а то и двадцать лет. Никто не знает, когда именно они были написаны. После того как Куинджи поддержал студенческую забастовку в Академии Художеств, его лишают звания профессора. Но занятия с учениками он не бросает – устраивает для них частные уроки на дому и даже вывозит их на свою дачу в Крым. Там, на пленэре, Куинджи продолжает эксперименты с передачей цвета и света.
Картина «Радуга» - один из пейзажей состояния, которые полюбились Куинджи в последние годы жизни. Ради них он то и дело возвращается на одну и туже поляну и пишет и лунный свет, и рассвет, и дневной свет, и закат. Он опасается, и не безосновательно, что его эксперименты будут не поняты даже в художественной среде. И действительно, когда однажды он пригласит к себе в мастерскую нескольких художников и покажет им свои последние работы, они лишь пожмут плечами и не оценят новаторства.
Перед смертью прикованного к постели Архипа Куинджи ежедневно навещают птицы – ровно в полдень они стучатся клювами в окна мастерской. По завещанию художника, десять тысяч рублей получит его старший брат, еще десять тысяч рублей — церковь Рождества Богородицы в Мариуполе, где он был крещён и венчался, две с половиной тысячи рублей ежегодной ренты — его вдова. Но больше всего - почти полтора миллиона рублей и земли в Крыму – он оставит Обществу художников, то есть своим ученикам. Кроме друзей и коллег в последний путь Куинджи будут провожать петербургские нищие, для которых он был не великий художник, а добрая душа, "наш Архип Иванович".
Из книги:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века:
https://www.labirint.ru/books/740206/
книга с автографом автора: