Так получилось, что на протяжении долгого времени прыжки правили миром фигурного катания.
Конечно, эту тенденцию пытаются нивелировать. Уравнять стоимость четверных и так далее, но суть не в этом. Понятно, что прыжки - это сложные элементы, это риск, который должен оправдываться. Но мы уже видим на примере Александры Трусовой, что данный перегиб ведет в тупик, а программа превращается в разбег-прыжок. Без слез невозможно пересматривать, как Саша, сжав зубы идет на четверные, падает с них и снова заходит на квад, а потом это преподносится как сенсация в фигурном катании.
Давайте сравним стоимость тройных и четверных прыжков (для акселя это будет соответственно 2,5 и 3,5 оборота). Рассматривать будем только сольные элементы, без каскадов. В итоге получился следующий расклад:
Получается, что четверной прыжок стоит два раза дороже своего тройного собрата. Логично? Вполне. Никаких вопросов. Только вот прыжки царствуют над другими элементами.
Насколько сложно исполнить дорожку четвертого уровня или вращение четвертого уровня? Сложно, особенно во второй половине программы. Я сейчас говорю о настоящих дорожках четвертого уровня. Ведь это от фигуриста тоже требует усилий, мастерства, физической подготовки и так далее.
А между тем дорожка второго уровня стоит - 2,60, третьего - 3,30 (+0,70), четвертого - 3,90 (+0,60) и никакой надбавки за вторую часть программы, хотя исполнять дорожку шагов в произвольной программе, когда сил почти на остается, требует не меньших усилий, чем прыжки.
Про вращения - как бы вы не бились и не усложнялись, а больше 3,5 баллов вам не заработать. К примеру, фигуристки "Хрустального" выжимают из этого элемента максимум, в ПП они делают два вращения на 3,50 и одно - 3,20 балла, в короткой программе все регламентировано: вращение c заклоном стоит всего 2,70 балла, комбинированное вращение со сменой ноги - 3,50, прыжок во вращение в позиции либела - 3,50.
Недооцененность вращений отмечает Технический специалист Международного союза конькобежцев (ISU) Александр Кузнецов:
Вообще, если я правильно помню, в одиночном катании существует черта, увеличивающая сложность вращения. Спортсмены обычно используют в своем арсенале 12-14 черт сложности, которые приходятся на все вращения в двух программах. Получается, что 6-7 признаков сложности всегда одни и те же.
Правда, воспитанники группы Этери Тутберидзе используют, как правило, около 15-16 признаков сложности. Они могут делать вращения, которым можно было бы смело поставить 5-6-й уровень сложности, если бы такие были.
Но пятого-шестого уровня во вращениях нет, а почему бы не учесть этот момент? Есть те, кто хорошо вращается, есть те, кто прекрасно скользит, есть те, кто здорово прыгает...
Но пока в приоритете прыжки и только прыжки:
В одиночном катании удельный вес стоимости прыжков и каскадов существенно доминирует над стоимостью всех остальных элементов. Если спортсмен в произвольной программе идеально сделает все три вращения, дорожку шагов на максимальный уровень плюс хореографическую последовательность на хорошие плюсы, то наберетпо общей стоимости этих элементов примерно 25 баллов и никуда выше не сможет сдвинуться с этой цифры. Если же спортсмен без помарок исполнит в программе 11 прыжков, то за счет них может набрать по базе 75- 85 баллов, - продолжает технический специалист.
В этом контексте впору вспомнить не только Сашу Трусову, но и других фигуристов, которые забивают на другие элементы. Так, Макар Игнатов сливает вращения и дорожку в ПП.
Очень показателен его прокат на Кубке Первого канала, где фигурист и за дорожку шагов и за одно из вращений получил только второй уровень, но зато прыгнул три квада. Перевес прыжков на лицо - не так ли?
Елизавета Туктамышева делает ставку на прыжковые элементы, позволяя себе даже сорвать вращение - такое произошло на Финале Кубка России.
Случайность? Можно сказать и так, но такую небрежность одна из ведущих российских спортсменок допускает очень часто.
Конечно, перед Олимпиадой это пустые разговоры, но в фигурном катании пришло время перемен.