Найти тему

Театр - это дорого? Пфф... Театр - это иногда бесплатно. Мифы о театре и почему вам наконец-то стоит туда сходить.

Оглавление

Привет, мне 23 года и я актёр театра, а по совместительству, остаюсь подростком. С твоего позволения, я возьму 10 минут твоего времени, чтобы попробовать объяснить тебе почему театр - это лучше чем кинотеатр.

Начнём с основных проблем: "Почему люди не хотят идти в театр"?

  1. Театр - это дорогое удовольствие
  2. Как может один общий план сравниться с экшн-сценами в кино?
  3. Там одни скоморохи в старинных декорациях прыгают. Что там может быть интересного?
  4. Это одеться надо подобающе, надухариться, ещё и этикеты эти сра*ые...
  5. Я не понимаю всех этих символизмов и прочей лабуды.

Начнём с конца.

5. Страх, что не поймёшь всего того, что показано на сцене.

Это одна из меньших проблем, о которой думают люди перед походом в театр или во время получения предложения туда сходить. Тем не менее, она имеет место быть. С этим мифом дела обстоят очень просто. Я задам несколько вопросов и всё встанет на свои места.

Понимаете ли вы в постановке кадра в кино? В освещении кадра? В цветокоррекции? Много ли вы знаете о режиссёрских приёмах в кинематографе? А о сценарных? Как часто вы следите, чтобы все чеховские ружья в фильме выстрелили? Нравится ли вам наблюдать за филигранной работой оператора? Как часто вы замечаете отсылки, омажжи, цитаты в фильмах? В этом то и кроется ответ на вопрос про театр. Ни один режиссёр не пожертвует зрительским признанием в обмен на, что называется, понты. Какой смысл выстраивать свой спектакль таким образом, чтобы его поняли только люди, которые понимают все тонкости театра?

Ко всему прочему, театр давно перешёл на изучение психологии человека. И именно поэтому, каждый "тайный"(на самом деле нет в них ничего тайного) приём, который используется в постановке спектакля, направлен на зрителя и на взаимодействие с его эмоциями и с его вниманием напрямую. Ровно как и в кино. Вам не нужно всё это знать, потому что и без знания всё прекрасно работает. Вы удивляетесь когда надо удивиться, вы смеётесь когда надо посмеяться и вы плачете, когда режиссёр сделал всё, чтобы вы заплакали. А это, между прочим, просто действие приёмов, которые режиссёр умело расставил по всему произведению.

4. Дресс-код и поведение.

Безусловно, если говорить о театре имени *сами придумайте имя какого-нибудь писателя-классика*, который стоит уже сотни лет и состав трупы не менялся с самого его открытия, можно говорить и о дресс-коде. Скорее всего вас не поймут в подобных театрах, когда вы придёте в майке, рваных джинсах и сандалях с носками. Но, слава богу, что таких театров становится всё меньше и меньше. С недавних пор, театр переживает некое перерождение в этом плане. И старается не уделять таким вещам большого внимания. Потому что, во первых: это только отпугнёт часть зрителя. Потому что никому не хочется выглядеть идиотом в обществе. И это просто невыгодно театру, в такое то нелёгкое время. Вы зритель, а зритель - это одна из важнейших едениц в спектакле; и во вторых: театр развивается и старается идти в ногу со временем. А в нашем времени не так популярны костюмы, платья, и духи, которые слышны за два квартала. Мир стремится к энтропии. Чем меньше тратится энергии, тем комфортнее людям. Так же и в тетре. Чем меньше вы потратите сил на сборы и поход в театр, тем больше наслаждения от просмотра спектакля вы получите.

Представьте, если вы собираетесь несколько часов, прихорашиваетесь. Надеваете неудобную одежду и обувь. Едете до театра, попутно матеря людей, которые эти костюмы шили. Приходите, сидите два часа в зале, костюм давит, духи от десятка бабушек смешались с вашими. Что вы почувствуете, выходя оттуда? Скорее всего, что-то матершинное. "Стоило ли оно того?". Поэтому, оденьтесь проще. Никто не имеет права что-то вам сказать. Да и не захочет, если честно.

А что касается этикета. Можно остановится только на этих правилах и больше ничего себе не придумывайте:

3. Кринолины, старинные декорации, убогий и нарочитый грим.

В этом вопросе мне, отчасти, помогут картинки, которые должны убедить вас в обратном.

г. Москва, Гоголь-Центр, "Метаморфозы"
г. Москва, Гоголь-Центр, "Метаморфозы"

Скажу сразу, это не то, что бы неправда, такое присутствует и по сей день. Тем не менее, театр развивается настолько, насколько вы не сможете себе представить. А именно:

  1. Внедрение технологий в освещение
  2. Внедрение видео-технологий
  3. Саунд-технологии
  4. Подвижность сцены
г. Москва, Гоголь-Центр, "Машина Мюллера"
г. Москва, Гоголь-Центр, "Машина Мюллера"

Всё это - лишь малая часть того, что театр взял себе на вооружение 5-10 лет назад. И по сей день, эксперименты с различными технологиями только набирают обороты.

г. Пермь, Театр-театр, "Дом Бернарды Альбы"
г. Пермь, Театр-театр, "Дом Бернарды Альбы"

Туда же можно отнести работу с психологией человека посредством иммерсивности, перформативности, образности, телесности. Не обязательно знать эти слова, чтобы, увидев это на практике, удивиться, открыв рот. А картинка, во многих театрах просто завораживает.

г. Москва, МХТ им. Чехова, "Дракон"
г. Москва, МХТ им. Чехова, "Дракон"

Я нарочно не брал фотографии с иностранных спектаклей, потому что, мне показалось это нечестным по отношению к вам. Всё, что вы увидели на этих изображениях - это Россия. Так выглядит современный театр России.

2. Два часа смотреть на одну и ту же картинку - не очень интересно.

Признаюсь, самый сложный для меня пункт. Но я попробую выкрутиться.

Театр как искусство сформировался несколько тысяч лет назад. И уже с тех времён, люди стали думать как им сделать сцену таким образом, чтобы зритель понимал, что место действия поменялось. Вот, вроде актёры стоят, разговаривают, а теперь другие стоят и разговаривают на том же месте, на той же сцене. Это неинтересно и непонятно. Нужно было что-то придумывать. И за всё время существования театра у людей накопилось столько идей, как поменять место действия не меняя его, что просто невозможно все их сосчитать. Но это не самое интересное. Самое интересное начинается, что я называю, с осознанного театра.

Был такой режиссёр, К. С. Станиславский, который и создал театр, который мы наблюдаем сегодня. Если коротко и по верхам, то этот человек описал словами то, что не мог описать никто. Если раньше всё игралось и создавалось, как говорится, на интуитивном уровне, то Константин Сергеевич сумел превратить это в профессию, которой можно было обучиться и которую можно освоить.

К. С. Станиславский
К. С. Станиславский

И вот тут то и начинается самое интересное. Как только театр начал развитие в сторону осознанности и понимания, стало появляться ещё больше идей как обозначать границы происходящего. Как обозначать локации, чтобы у зрителя не возникало такой проблемы. А с появлением технологий и вовсе такая проблема отпала сама собой. Но, могу допустить, что убедить вас в отсутствии этой проблемы у меня может не получиться. Поэтому, оставляю этот пункт на доверие. Сходите один раз и вы полностью поймёте, о чем я говорю.

1. Театр - это дорого. С кино такого нет.

И наконец, последний пункт, который я оставил на десерт, потому что собираюсь вас удивить.

Театр - это дорого, безусловно. И в кино такого нет. Билет в театр может стоить от 500 рублей и вплоть до нескольких десятков тысяч. В зависимости от мест и самого театра. Такая проблема стоит очень остро. Но что, если я вам скажу, что в театре есть то, чего в кино не встретишь? Это доверительные отношения и любовь к зрителю. Которые могут привести к абсолютно бесплатному посещению театра несколько раз. Всё, что вам необходимо - это использовать один из двух лайфхаков:

1. Вспомнить, кто из ваших знакомых работает в театре.

И если таких нет, то:

2. Попасть на спектакль через билетёрш.

Тем, кто работает в театре, разрешается брать несколько пригласительных на спектакль. Вы в любое время, можете попросить вашего знакомого или знакомую найти проходки. Театр даёт их без зазрения совести. Обычно это происходит так: в гримёрку к артистам заходит менеджер по работе с клиентами и спрашивает "Кому-нибудь нужны проходки на *такой-то* спектакль", и актёры берут сколько можно. А потом раздают своим знакомым, друзьям, которые просили. Но чаще бывает, когда никому они не нужны. Потому что некого пригласить, никто не хочет или все заняты и много пригласительных остаются лежать в бухгалтерии.

Так же, студентам театральных институтов разрешено посещать спектакли города бесплатно и брать с собой одного - двух человек в компанию.

Но если знакомых нет, можно просто прийти в театр и потихонечку постараться договориться, чтобы пройти. Вас посадят на свободное место, если такое будет. Но есть важные правила. НЕ ПРИХОДИТЬ С ТАКИМ ВОПРОСОМ НА ПРЕМЬЕРУ! НЕ ТРЕБОВАТЬ! НЕ НАСТАИВАТЬ! А ВЕЖЛИВО ПОПРОСИТЬ! Это работает не во всех театрах, но есть такое правило "Театр начинается с вешалки". Если вы приходите в театр, где вам с порога начинают грубить гардеробщицы - это плохой театр. Работники должны быть вежливыми. Поэтому, даже в случае отказа, вас не выведут грубой силой из театра. Все в театре работают на то, чтобы зрителю всё понравилось и он ушёл довольным и обогащённым новым опытом.

Вот в общем то и всё. Надеюсь, я развеял несколько мифов о театре в вашей голове. Я специально не стал говорить о пользе театров и о величии такого вида искусства. А лишь ответил на несколько, абсолютно практичных, вопросов.

Театр - проще чем вам кажется. Театр - интересней чем вы думаете. Сходите в театр и вы не пожалеете, я обещаю.

Спасибо за внимание. С вами была болтовня об искусстве. Предлагаю прочитать другие статьи на моём канале. Там много чего интересного. Разбираем фильмы, говорим о картинах и узнаём, что сейчас в тренде в мире современного искусства. Подписывайтесь, оставляйте комментарии, ставьте лайки. Пока.