Найти тему
Андрей Ортега

Если говорим, что не имеем греха, обманываем ли мы себя?

Оглавление

В одной из предыдущих статей я уже затрагивал проблему принуждения людей ко греху при помощи религии. Сегодня я хочу разобрать главный библейский фрагмент, который побуждает людей к подобной деятельности.

Речь идет о Первом послании Иоанна:

8 Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем* грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
(Первое послание Иоанна, глава 1)

* исповедуем — также означает «признаём». То есть человек может либо отрицать свою вину, либо признавать ее.

Хотя автор послания не изволил подписать свою работу, для простоты и удобства будем называть его Иоанном.

Этим библейским отрывком орудуют, как боевым молотом, ломая самооценку миллионов людей. Вот приходит к тебе человек, а ты ему:

— Чем согрешил? Давай, рассказывай.

Если он знает, что согрешил, то может рассказать. А если ничего за собой не знает, то ты его осудишь как лжеца, который обманывает себя. Итог всегда один: человек ощущает себя безнадежным грешником, который пожизненно в чём-то виновен и никак не может этого исправить — ни сам, ни с Божьей помощью.

От этого страдает некогда адекватное самовосприятие человека. А вслед за ним ломается понимание добра и зла. В самом деле, какая разница, что я там делаю, хорошее или плохое, если я всё равно грешник? Страдают человеческие ориентиры и ценности, страдает вся его жизнь.

Подобное действие религии портит мышление человека. Возможно, каким-нибудь тоталитарным сектантам эта порча идет на руку. Но не самому испорченному.

Источник: https://steemit.com/steemchurch/@emily28/religious-hypocrisy-corresponds-to-evil
Источник: https://steemit.com/steemchurch/@emily28/religious-hypocrisy-corresponds-to-evil

Как проверить принцип Иоанна?

Там, где христиане осуждают всех без разбора, я обычно беру с собой Иисуса и привожу к ним.

Иисус Христос, по убеждению апостола Петра, «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (Первое послание Петра 2:22).

Если Иисус придет в церковь и его там не узнают, то спросят:

— Чем ты согрешил? Рассказывай.

Иисус пожмет плечами и честно ответит:

— Ничем.

— Ага! Если мы говорим, что не имеем греха, то мы обманываем сами себя, и истины нет в нас. Выходит, ты лжец!

Дубль два. Иисус приходит в церковь, его не узнают и спрашивают:

— Чем ты согрешил? Рассказывай.

Иисус лукаво отводит глаза и говорит:

— Мать избил, торговца ограбил.

Разумеется, это гнусная ложь. Но церковники в восторге:

— Молодец! Честно признал свои грехи. Господь верен и праведен, он тебя простит.

Чувствуете, как запахло гнилью? Честного человека называют лжецом, а лживого — честным. Всё перевернулось. А причина тому — послание Иоанна. Библейская книга!

Раз уж мне не нравится это безобразие, то я теоретически мог бы попытаться раскритиковать Иоанна. Однако я смотрю чуть глубже и вижу, что Иоанн по-своему прав — в том контексте, в котором он это написал.

Логическое объяснение

Первым делом я хочу поделиться с вами логическим рассуждением, которое в свое время помогло мне частично раскрыть смысл нашего отрывка. Надеюсь, вы позволите мне чуточку позанудствовать :)

В логике описательное высказывание называется истинным, если оно соответствует описанному им предмету, или ложным, если не соответствует ему.

Чтобы узнать, истинно ли то или иное высказывание, нам нужно взять предмет, который оно описывает, и сравнить высказывание с этим предметом. Обнаружив соответствие, мы можем заключить, что высказывание истинно. Обнаружив явное противоречие, заключаем, что высказывание ложно.

В случае с посланием Иоанна в качестве описываемого предмета выступает человек, говорящий о самом себе. Чтобы узнать, говорит ли он о себе истину или ложь, нам необходимо знать, что в его сердце на самом деле. А узнать это не всегда возможно.

Ниже я привожу небольшую таблицу, в которой сопоставляются возможные высказывания и факты.

-2

Как видите, рассуждение Иоанна явно соответствует тому случаю, когда перед вами стоит человек грешный.

Когда же вы имеете дело с человеком, который не грешил (вроде того же Иисуса), рассуждение Иоанна вводит вас в заблуждение, заставляя считать честного человека лживым, а лживого — честным.

Выходит, что с логической позиции рассуждение Иоанна справедливо лишь для тех, кто по факту грешил.

Но ведь все мы грешники, разве нет?

10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
(Первое послание Иоанна, глава 1)

Этот стих создает впечатление, будто человек, говорящий об отсутствии у себя греха, каким-то образом противоречит Иисусу Христу. Может возникнуть смутное подозрение, будто сам Иисус учил людей, что они все грешники.

Однако если обратиться к Евангелиям, то можно увидеть другую картину.

Так, когда Иисус собирал застолье с нечистыми на руку людьми, фарисеям это не понравилось:

10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
(Евангелие от Матфея, глава 9)

Со стороны Иисуса было бы естественно возразить: «А с кем еще мне есть и пить? Вы же все грешники!»

Однако Иисус рассуждает так, словно в мире есть и праведники, и грешники. Он объясняет фарисеям, что пришел именно к грешникам. Потому и кушает с ними, а не с праведниками.

А вот притча, которую Иисус рассказал фарисеям в ответ на такие же претензии:

4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
(Евангелие от Луки, глава 15)

В идеале следовало бы говорить о нуле праведников, не имеющих нужды в покаянии. Ведь «все мы грешники». Однако Иисус называет 99 человек — как будто праведность возможна.

Иисус возвращает пропавшую овцу.
Источник: http://scripturesight.blogspot.com/2012/08/the-true-meaning-of-lost-sheep-lost.html
Иисус возвращает пропавшую овцу. Источник: http://scripturesight.blogspot.com/2012/08/the-true-meaning-of-lost-sheep-lost.html

Естественно, Иисус никому не внушал прямо:

— Праведность возможна! Хватит себя гнобить!

Но не внушал лишь потому, что в его время не было необходимости внушать людям подобное. Они и сами это понимали. Вера в то, что «все мы грешники», укоренилась позже под влиянием тех или иных религиозных деятелей. Поэтому Иисус упоминает праведников мимоходом, как что-то само собой разумеющееся, не делая на них жирного акцента.

И вот тут возникает вопрос: как же тогда человек может представить Христа лживым, отрицая грех?

Сейчас мы это выясним.

Библейское объяснение

Согласно Иоанну, человек, который отрицает грех, представляет Христа лживым.
Что же такого сказал Иисус?
На какие слова ссылается Иоанн?

Предлагаю рассмотреть следующий отрывок из Евангелия от Иоанна:

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
(Евангелие от Иоанна, глава 3)

Вот оно, явное разделение.

Злой ненавидит свет и ходит во тьме, а поступающий по правде — наоборот, идет к свету.

Злому есть чего стыдиться. Поэтому он пресмыкается там, где его не увидят и не узнают.

Доброму стыдиться нечего. Он делает угодное Богу и поэтому не имеет нужды прятаться.

А теперь вернемся к посланию Иоанна и прочтем первую главу повнимательнее:

5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;
7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
(Первое послание Иоанна, глава 1)

Здесь поднимается та же самая тема: добро и зло, свет и тьма.

В шестом стихе Иоанн затрагивает конкретную проблему — людей, которые, претендуя на общение с Богом, ходят во тьме.
Таких людей Иоанн, даже не зная лично, тут же клеймит как лжецов.

Почему Иоанн так категоричен? Потому что его этому научил Иисус.
Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету.
Какой же ты Божий человек, если старательно ходишь во тьме, как злодей?

В седьмом стихе Иоанн предлагает решение для тех, кто ходит во тьме.
Ходите во свете! Подобно тому, как сам Бог обитает во свете.

Но если выйти в свет, то тогда обнаружатся мои грехи, которые я прятал во тьме!

А это не проблема. Бог уже сделал всё необходимое, чтобы ты мог быть очищен от всякого греха.

Выходи, не бойся!

Но человек боится.
Его едва различимый силуэт продолжает оставаться в темноте.

Источник: https://in.pinterest.com/pin/752593787722840076/
Источник: https://in.pinterest.com/pin/752593787722840076/

Чтобы не показываться на свет, он говорит:

— Очищен от греха? От какого еще греха?

— От того, который ты прячешь во тьме.

— Нет у меня никакого греха.

— Ты обманываешь себя, и истины в тебе нет.

— Я христианин! Я верю в Бога! Разве этого недостаточно?

— Тогда чего ты стыдишься? Отчего ненавидишь свет, в котором твои дела могут обнаружиться?

— Я просто не люблю свет. Бога люблю и творю Его дела. А свет не люблю.

— Господь Иисус говорит обратное: свет ненавидят злодеи, а поступающие по правде — наоборот, идут к свету.

— И что?

— Ты противоречишь Иисусу и тем самым представляешь его лживым. Какой же ты христианин после этого?

— Блин.

Заключение

С учетом вышеизложенного я прихожу к выводу, что разобранный нами отрывок относится не ко всем людям, а лишь к тем, которые, называясь христианами, продолжают ходить во тьме, тщательно скрывая свои дела от Бога и от братьев. Согласно учению Иисуса Христа, такие люди обманывают себя и в них нет истины.

Конечно, это не значит, что нам надо докапываться до людей, лезть к ним в душу, читать их переписку в соцсетях и грубо нарушать их личные границы. Пусть этим занимается ФСБ, если им очень надо.

Нет, Иоанн объясняет простую истину людям, ходящим во тьме, чтобы они сами это поняли и сами открылись Божьему свету.

Для себя я когда-то взял на вооружение простой принцип:

Либо я не стыжусь того, что делаю, либо я не делаю то, чего стыжусь.

Этот принцип регулирует мою жизнедеятельность.
Он оберегает меня от всякой потребности лгать людям и стыдиться перед ними того, что я делаю.
Я предлагаю вам тоже опробовать этот принцип.

Наконец, я верю, что праведность возможна.
Я вижу, что Иисус в это верил.
Надеюсь, что поверите и вы.

Источник: https://jooinn.com/man-looking-on-the-cliff.html
Источник: https://jooinn.com/man-looking-on-the-cliff.html