Духовный кризис – обобщающее название для разных духовных болезней: от уныния, холодности в молитве до чрезмерной восторженности и прелести.
Эта та «точка роста» в нашем духовном развитии, развилка, где мы, с помощью Божией, должны выбраться на главную дорогу.
Важно! Без духовных кризисов мы не растем и не приобретаем новых качеств души.
Преодоление холодности к молитве и «окамененного нечувствия»
Духовная теплота – признак здоровой души. Чтобы ее не потерять, а если уже охладели, то восстановить, надо тщательнее следить за своими мыслями, не заботиться о многом, отдавать все на волю Божию.
Прп. Никодим Святогорец так советует беречь духовную теплоту:
«…не впускай в сердце сочувствий к чему-либо душевному и плотскому, пресекай тотчас порождения многозаботливости, храни живой воспринятую тобою ревность о богоугождении и о спасении души, в делах же внешних блюди разумный строй, направляй их все к главной твоей цели и, делая одно, не обременяй мысли попечением о многом».
Кроме того есть еще несколько причин крайнего охлаждения духовной жизни:
- смертный нераскаянный грех;
- прорастающая гордыня, которая вытесняет благодать;
- перенапряжение (когда человек пытается перескочить сразу через несколько ступенек духовного развития и не выдерживает такого «марафона, так как еще не окрепли силы и навыки, вера).
Преодоление уныния
Эту болезнь святые сравнивали с крайней ленью и чумой по пагубности ее воздействия на душу.
Св. Амвросий Оптинский назвал три причины такой мирской печали: «похоть плотская и похоть очима и гордость житейская». А лекарством прописывает терпение и слёзную молитву ко Господу:
«Господи! Помози, заступи, спаси и помилуй! Помилуй нас, яко немощны есмы! Враг же противоборющий бесчеловечен и добра ненавистник, «яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5, 8); но да упразднится его кознодейство».
Преодоление прелести
Наверное, самая сложная духовная болезнь, если говорить о ее многообразных формах. Так или иначе (в малой или в серьезной форме) все от нее страдают. Кого мир не прельстил?
Важно! Болезнь прелести опасна еще и потому, что очень плохо поддается самодиагностике, т.е. простой (да еще и неопытный) человек в большинстве случаев ее у себя не обнаружит. Духовник, священник может помочь найти и дать наставление по избавлению от нее.