Найти в Дзене
Записки плохого официанта

Гарри Крэддок - один из трёх великих "Гарри"

Три великих "Гарри" - это бармены, чьё влияние на соответствующий пласт культуры трудно переоценить: Гарри Джонсон, Гарри МакЭлхон и герой настоящей статьи - Гарри Крэддок, мой любимый из легендарной тройки.

Они сделали почти всё, что полагается делать отцам-основателям - сформировали профессию, задали планку, спустя время обрели ореол классиков и подвижников.

Но это всё слова, слова, слова, а предметно - вот:

а) каждый из них написал свою Главную книгу для всякого бармена, получились своего рода Библия, Коран и Талмуд;

б) они создали коктейли, которые подают вот уже сто лет.

Крэддок мне нравится тем, что с ним связаны одна классная легенда и один классный факт.

По легенде, именно великий Крэддок приготовил в США последний легальный коктейль за несколько секунд до вступления в силу "сухого закона". Это было в Ню-Йорке, на 5-й авеню, в "Холланд Хаусе".

Гарри говорил, что коктейль нужно подавать, "пока он смеётся", и если следовать этой метафоре, именно в его баре прозвучал последний смех, после которого наступили 14 лет звенящей тишины.

"Сухой закон" действовал в США с 1919-го по 1933-й годы, и, как понятно всякому, этот закон не помешал пить ни одному алкоголику; но помешал работать барменам. Закон запрещал производство спиртных напитков и продажу вышеупомянутых спиртных напитков.

Говорят, проходили демонстрации безработных барменов; не знаю, но Гарри Крэддок, вероятно, не стал тратить на это бесполезное дело ни дня своей жизни - он собрал вещи и навсегда покинул страну, в которой бармен не может смешать посетителю "Старомодный", не нарушив закон.

(Справедливости ради надо по-крупному оговориться: "сухой закон" был национальной драмой американцев, но кое-что мы получили именно благодаря ему. В химии есть такая штука - катализатор: то, что ускоряет процесс; есть штука, которая замедляет действие катализатора - каталитический яд; а есть штука, которая усиливает действие катализатора - промотор. "Сухой закон" на самом деле стал промотором такого явления, как "спикизи", подпольных баров, в которых как раз подавали в основном коктейли, а не чистоган. Это способствовало развитию именно коктейльного способа доставки спиртного в организм)

Гарри Крэддок улетел в Европу, чтобы работать в лондонском отеле Savoy. В 1930-м году он опубликует свою Главную книгу:

Обложка оригинального издания
Обложка оригинального издания

Но ещё за 3 года до этого в "Савой" проведут реконструкцию. И вот тут гений Гарри Крэддока проявит себя.

Взгляните на фотографию:

-2

Кто двое в чёрном - никому не интересно, хотя тот, что слева, напоминает мне Романа Карцева в молодости; а вот парень в белом - сам мистер Крэддок, который замуровывает в стену отеля "Савой" шейкер. А в шейкере - коктейль "Белая леди".

Это коктейль на джине; по совпадению - мой любимый из всех почти одинаково мной не любимых крепких напитков. Но это в чистом виде, а вот коктейли на джине - это соната единорога.

После "Савоя" Гарри работал в другом отеле, тоже в Лондоне, и перед уходом на пенсию опять замуровал в стену несколько коктейлей. В 1979-м году их обнаружили (пишут, будто бы они находились в отличном состоянии, якобы по свидетельству очевидцев; не знаю, мне трудно в это поверить).

А вот тот самый первый замурованный шейкер не нашли по сей день.

Представляете, что будет, если его найти и выпить?

-3