Деяния святых апостолов., 20 зач., VIII, 26-39.
26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. 27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, 28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. 29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? 31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. 32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. 33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? 35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. 36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. 38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. 39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
Комментарий
История обращения африканского вельможи не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Обратим внимание на то, что апостол Филипп по повелению ангела отправляется… в заранее провальное и бессмысленное путешествие – на пустынную дорогу из Иерусалима в Египет, которой пользовались очень немногие. Понятно, что требовалось очень много крепкой веры, чтобы решиться на такое: вместо того, чтобы исполнять своё призвание – проповедовать о Христе наибольшему числу людей – отправиться в путь по безлюдной дороге.
Второй примечательный момент – это личность самого вельможи. Чернокожие люди не только для евреев, но и для многих средневековых европейцев ассоциировались с тёмными силами; к тому же вельможа был ещё и кастрированным – то есть, он не мог быть принят в иудейскую веру по определению. Встретив такого единственного спутника, легко представить, какая буря неприязни должна была бы возникнуть в душе Филиппа, воспитанного в строгих иудейских традициях – если бы не его верность велению Духа.
И вот, в итоге вся история разворачивается неожиданным образом: услышав, как вельможа читает пророка Исайю, Филипп вступает с ним в контакт, исполнившись Духа, разъясняет ему пророчества, свидетельствует о Христе – и в итоге крестит. Нет ни малейших сомнений в том, что вернувшись к себе домой, африканский вельможа сам стал проповедником таинственного рождения человека от воды и Духа – а апостол был направлен выполнять новые задания.
Перед нами – показательный пример действенности веры. Апостолу Филиппу ничего не стоило бы найти тысячу разумных причин не подчиниться велению ангела, объяснить, почему эфиопский евнух абсолютно бесперспективен с точки зрения успешности проповеди – но апостол предпочёл сохранить верность Богу, а не поддаваться мороку собственных размышлений. Умение отказаться от своего мнения – и при этом нащупать, ощутить тонкую нить веры, по которой и двигаться вперёд, не фантазируя, что будет дальше, не пытаясь предугадать, каков будет итог – а целиком доверяя Тому, в Чьих рука и находится другой конец этой невидимой нити – вот что отличает человека веры от маловерного или вообще, чуждого веры человека!