Начиная с 11-й династии, живопись начала развиваться по всему Египту. Одной из причин был экономический спад, охвативший тогда землю фараонов. Живопись была дешевле, чем резьба по тонким рельефам и скульптуре , и на протяжении веков стала преобладающим художественным направлением. Опишем, как художник украшал внутреннее убранство гробницы.
Художник в гробнице зажигает огни и лампы и касается грубых и ухабистых стен, на которых он должен рисовать. После проверки прочности камня, в котором была вырезана камера, он возвращается в мастерскую и приступает к работе. Первая ответственная задача - приготовить смесь, которая послужит основой для маляров. Гипс, который был замешан художником из глины и нильской грязи .
Чтобы он был еще прочнее, в него добавляют измельченную солому. Затем его возвращают в могилу, приготовленную смесь наносят четырехсантиметровым слоем на стену. Чтобы стены оставались гладкими на ощупь, маляр все же покрыл примитивную штукатурку трехсантиметровым слоем штукатурки или лепнины. Поверхность должна быть максимально ровной. Штукатурка должна высохнуть, и только тогда маляр сможет приступить к рисованию.
Символические цвета
Конечно, инструменты, которые нужны художнику, включают кисти. Они сделаны из стеблей тростника. Художник тщательно пережевывает их концы, чтобы разделить на отдельные нити. Этими кистями он рисует линии и контуры. Также использует кисти из пальмового волокна (у него есть отдельная кисть для каждого цвета), водные чашки и моллюски, в которых он смешивает оттенки.
Важнейшим этапом работы древнеегипетского живописца было смешение красок , которые готовились из натуральных красителей. Краски разбавляли водой на черепке или в моллюске. Затем их смешали со связующим - камедью акации или протеином. Таким образом, отдельные цвета образовывали массу, подобную буханке, и легко передавались. В палитре художников было от шести до восьми чашек традиционных цветов.
Белый был приготовлен из мела и использовался для осветления или смешивания цветов. Синий, символ неба и ночи, был сделан из азурита. Основой светлой охры, напоминающей цвет женской кожи, была кровь, основой темной охры, использованной для мужского тела, был лимонит. Зеленый цвет, символ молодости, был сделан из малахита. Черный цвет был экстрактом древесного угля и использовался для запечатления коренных жителей Нубии.
Художники - от рисунка к живописи
Перед тем, как художник начал работу над гробницей, он должен был создать рисунок . Лицо и ноги всегда изображались в профиль, глаза (так важно для египтян), а плечи - в анфас. В мастерской художник нарисовал квадратную сетку поверх планов, которую затем нарисовал на стене. Используя сеть, он начинает рисовать очертания мужских и женских фигур, предметов, животных и растений, которые встречаются в долине Нила. Он очень осторожно применяет основной цвет (в начале Нового Королевства основным цветом чаще всего был серо-синий или желтый, со времен правления Рамсеса II использовался только желтый).
Затем художник начал «оживлять» контуры толстыми слоями краски. С помощью оттенков белого он указал на полупрозрачность платьев и юбок, утиные перья оживают с оттенком зелено-синего цвета, а очертания человеческих тел притягиваются к темным исключениям. Его работа начинает обретать форму. Жизнь покойного развернется на глазах у зрителей несколькими полосами.