Кто постарше прекрасно помнит радиоприемники ВЭФ, рижский бальзам, микроавтобусы с маркой РАФ и духи «Дзинтари». Юрмала на Рижском взморье была любимым местом отдыха всех советских интеллектуалов. Латвию в те годы многие считали советской заграницей.
Действительно, жизненный уровень латвийских граждан был выше, чем в других республиках.
В Юрмале в ресторане «Юрас Перле», нависающем над морем в форме жемчужной раковины, танцевал ансамбль Бори Моисеева и начинала петь Лайма Вайкуле. В столице выходила газета «Ригас баллс», где печатались брачные объявления. В магазинах не ощущался дефицит ни одежды, ни продуктов. А в местечке Вецаки вообще был нудистский пляж.
Не надо забывать, что тогда Латвия пользовалась дотациями из союзного бюджета. Конечно, она тоже вносила свой вклад в экономику всей страны. Рижский вагоностроительный завод RVR производил электрички для пригородных поездов, в том числе и на экспорт в Югославию и Болгарию.
Юркие «Рафики» использовали не только как пассажирский транспорт. Они трудились в скорой помощи, милиции и у пожарников. В производственном объединении ВЭФ работало более 20 тыс. человек. Менее известным была «Альфа», где производили микросхемы для оборонной промышленности Советского Союза.
Теперь этого ничего нет. Станки проданы на металлолом, а производственные помещения превращены в торговые центры. Да и ресторан «Юрас Перле» сгорел, а за постройку нового никто не взялся. Остались одни газеты с брачными объявлениями.
После получения независимости новое руководство Латвии заявило, что ей не требуется производства. Они привлекают иностранных трудовых мигрантов. В результате, множество квалифицированных кадров осталось без работы. Не стало вакансий и для молодежи. Она была вынуждена искать ее за пределами страны в Западной Европе.
Наивно было думать, что заботу о Латвии теперь возьмет на себя Евросоюз. В СССР она пользовалась льготами и привилегиями, теперь пусть другой союз их обеспечит. Но, не тут-то было. Втиснуться в систему разделения труда, существующую в Европе, было не так просто.
В советские времена Латвия после Украины была на втором месте по выращиванию сахарной свеклы и производству сахара. Теперь ее сахар никому не нужен. В Европе за него отвечает Дания. Оставшемуся населению Латвии, где сейчас насчитывается не более 1,9 млн. человек, сладкой продукции много не надо.
То же примерно произошло и с рыболовной отраслью. Вспомним знаменитые рижские шпроты или салаку горячего копчения. Рыбой Европу снабжают Португалия, Испания и Франция. Чужаков они не любят. Два года Латвии дали на утилизацию рыболовного флота. Правда, выделили на это средства. В результате, деньги истрачены, а флота нет.
60% латвийского финансового рынка контролируют шведские банки. В своих документах они называют Латвию «сегментом шведской экономики». Если президенты тех же Соединенных Штатов или Франции приглашают на переговоры руководство Латвии, то вместе с ними едут главы соседних Эстонии и Литвы. Делается это просто для того, чтобы не повторять одно и то же. Не обидно ли для суверенных стран?
Из-за своей антироссийской политики Латвия лишилась доходов за транзит. Когда-то ее территорию использовали в качестве транспортного коридора в Европу. Туда шли углеводороды. Назад промтоварная продукция, дефицит которой наблюдался в годы застоя.
В 2004 году Латвия вступила в НАТО. Она, в отличие от некоторых, исправно платит за членство 2% своего ВВП. Ее в блоке считают слабым звеном, поскольку, несмотря на закрытие русских школ, доля русскоязычного населения страны сохраняется на уровне 40%.
На июнь в Латвии запланированы муниципальные выборы. В этих органах традиционно много людей, выступающих за сотрудничество с Россией. Некоторые политологи считают, что рано или поздно Латвия придет к этому.