После потрясений Первой мировой и гражданской войны и интервенции многие компетенции в российском судостроении были утеряны. Больше десятилетия советскому флоту было вообще не до проектирования крупных боевых кораблей. Износ же "царского наследства" шел ускоренными темпами.
"Потерянный период" был чреват значительным отставанием от современных зарубежных конструкций. Единственный выход в условиях приближающейся мировой войны- использование иностранных разработок. В начале 30-х эмиссары красного флота активно зондировали контакты в крупнейших судостроительных фирмах ведущих морских держав. Наибольших успехов переговоры достигли во Франции и Италии. Уровень кораблей обеих стран был примерно одинаковый, но французы просили больше и давали меньше.
А вот итальянцы оказались более контактными. Для небогатой страны, в условиях Великой депрессии, любые зарубежные заказы были жизненно важны.
15 апреля 1932 года утвердили техническое задание на разработку проекта лёгкого крейсера. Назначение корабля заключалось в участии в составе боевой эскадры, борьбе с вражескими крейсерами, поддержке своих эсминцев и подводных лодок, разведке, борьбе с десантами и поддержке своих десантов. Основой проекта 26 стал итальянский крейсер «Эудженио ди Савойя» (“Eugenio di Savoia”), чертежи которого приобрели у фирмы Gio. Ansaldo & C. Там же купили и силовую установку для головного корабля.
Итальянскую документацию переработали и доработали в ЦКБС-1 (главный конструктор А. И. Маслов). Вместо итальянской поперечной системы набора корпуса была применена смешанная система, что значительно увеличило прочность корпуса по сравнению с итальянским прототипом. Носовая часть отличалась отсутствием бульба, а кормовая-транцевой формой. Основным же отличием и "изюминкой" советского проекта стала артиллерия главного калибра-180 мм /57 орудия Б-1-К в трехорудийных башнях. С проектированием башен помогли итальянцы. Дальность стрельбы 97, 5 кг снарядом у этих орудий достигала 200 кбт.
Благодаря этому, в СССР скромно именовавшиеся легкими, по международной классификации крейсера однозначно относили к тяжелым.
29 декабря 1934 года был окончательно утвержден проект 26, по которому были построены два крейсера-“Киров” для КБФ и “Ворошилов” для ЧФ. Они стали первыми крупными боевыми кораблями, спроектированными и построенными в СССР.
После изучения достоинств нового крейсера командование флота пришло к выводу о необходимости усиления бронирования. Кроме того обзору из рубки в сторону кормы мешали четырёхногая мачта и стабилизационные посты наводки. Поэтому для следующей серии был создан улучшенный проект, получивший обозначение проект 26 бис. Над ним работали в ЦКБ-17 (до 1937 года- ЦКБС-1) под руководством главного конструктора А. И. Маслова. Проект утвердили в апреле 1937 года.
От предыдущего проекта практически без изменений перешли корпус, силовая установка и основное вооружение. Было усилено бронирование (толщину пояса, траверсов, лобовых плит и крыш башен, барбетов увеличили до 70 мм, румпельного отделения-до 30 мм) и зенитное вооружение, увеличен запас топлива. Главный калибр получил новую систему управления огнем, носовая надстройка получила другую форму.
Благодаря новой башенноподобной надстройке и легкой треногой фок-мачте удалось улучшить обзор и избежать вибрации КДП, имевшей место на "Кирове".
По новому проекту заложили еще четыре крейсера-“Максим Горький” для КБФ, “Молотов” для ЧФ, “Калинин” и “Каганович” для ТОФ. До войны успели построить первые два. Тихоокеанские вступили в строй уже после войны и отличались составом зенитного вооружения. Подробнее об остальных крейсерах проекта-позже, в статье о головном крейсере проекта-«Максим Горький».
Имена крейсера получили в честь выдающихся советских деятелей-военных, государственных, культурных. Крейсер Черноморского флота получил имя партийного и государственного деятеля-«Молотов»:
Вячесла́в Миха́йлович Мо́лотов (настоящая фамилия Скря́бин; 25 февраля [9 марта] 1890, Кукарка, Вятская губерния (позднее в составе Нижегородской губернии) — 8 ноября 1986, Москва) — российский революционер, советский политический, государственный и партийный деятель. Председатель Совета народных комиссаров СССР в 1930—1941 годах, народный комиссар, министр иностранных дел СССР в 1939—1949, 1953—1956 годах. Один из высших руководителей ВКП(б) и КПСС с 1921 по 1957 гг.
«Молотов». Завод им. А. Марти (№198), Николаев. Заказан к постройке июль 1934 года. Заложен 14 января 1937 г. Спущен на воду 4 декабря 1939 г. Введен в эксплуатацию 14 июня 1941 г. Переименован в "Слава" 3 августа 1957 г. Реклассифицирован 3 августа 1961 г. как учебный крейсер. Переоборудован 1952–28 января 1955 г. Разобран на металлолом 4 апреля 1972 г. в Инкермане
Водоизмещение 8177 тонн (8048 длинных тонн ) (стандарт), 9728 тонн (9574 длинных тонн) ( полная нагрузка ). Длина 191,4 м. Ширина 17,66 м. Осадка 5,87/6,3/ 7,2 м в полной нагрузке
Бронирование-Бортовой пояс 70 мм. Траверз носовой/кормовой 70 / 70 мм. Барбеты 70 мм. Палуба 50 мм. Башня (лоб/бок/тыл/крыша)70 / 50 / 50 / 70 мм. Стенки боевой рубки 150 мм. Крыша боевой рубки 100 мм. Румпельное отделение 30 мм
Двигатели- 2 турбозубчатых агрегата ТБ-7, 6 котлов Ярроу-Норманд, 2 вала, 133 000 л. с.. Скорость хода 36,3 узлов (на испытаниях). Дальность плавания 3680 морских миль на скорости 15-16,8 узлов или 3850 миль при 18 узлах. Запас топлива 1750 тонн. Автономность плавания 20 суток. Экипаж 863-898-963 человека.
Вооружение-3 × 3 180-мм орудия «Б-1-П» МК-3-180 (900 снарядов), 6 × 1 100-мм универсальных орудия Б-34 (1800 снарядов). Зенитная артиллерия - 9 × 1 45-мм орудий 21-К (по 600 снарядов на ствол), 4 × 1 — 12,7-мм пулемёта ДШК (по 12 500 патронов на каждый).Противолодочное вооружение 50 глубинных бомб. Минно-торпедное вооружение - 2 трёхтрубных торпедных аппарата 1-Н 533-мм , 96–150 мин ( до 164 мин)
Навигационное вооружение- 2 гирокомпаса «Курс-2», 4 5" магнитных компаса. Радиолокационное вооружение - станция предупреждения о воздушном движении «Редут-К». Гидрофон Арктур.
Авиационная группа 2 гидросамолёта «КОР-1», катапульта ЗК-1а
Корпуса крейсеров типа «Максим Горький» в основном соответствовали корпусам крейсеров проекта 26. Корпус-клепаный, из марганцовистой стали, с полубаком и транцевой кормой, с двумя палубами( верхняя и броневая нижняя) и две платформы. Центральная часть корпуса имела двойное дно. Корпус разделялся на 19 герметичных отсеков. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении трех любых отсеков. Высота борта в носу — 13,38 метров, на миделе и в корме 10,1 метров (над ватерлинией в носу составляла 7,6 метров, на миделе 4,3 и в корме — 4,5 метров). Метацентрическая высота составила 110 см.
Впервые в советском судостроении руль и винты выступали за профиль, что улучшило маневренность.
Силовая установка включала в себя два главных турбозубчатых агрегата ТВ-7 (по итальянской лицензии) производства Харьковского электромеханического и турбогенераторного завода номинальной проектной мощностью 55 000 л. с.(для итальянского прототипа) каждый, которые размещались автономно в носовом и кормовом машинных отделениях. При этом ТЗА советского производства оказались несколько мощнее и экономичнее итальянских. Водотрубные котлы шатрового типа (шесть штук) размещались в автономных водонепроницаемых отделениях. Размещение механизмов силовой установки-эшелонное.
Скорость полного хода для крейсеров проекта 26-бис составляла 35,0 узлов, крейсерского 25,0 узлов, экономического — 17,8 узлов. На испытаниях крейсер продемонстрировал лучшие показатели в серии 36,3 узла при мощности турбин в 133 тысячи л. с. Проектной скорости в 37 узлов не удалось достичь из-за перегрузки в 900 тонн (890 длинных тонн).
Флотский мазут марки «Ф» хранился в междудонном пространстве и расходовался из бортовых цистерн. Обычная загрузка топлива -650 тонн (640 длинных тонн) мазута, при полной загрузке 1660 тонн (1630 длинных тонн) и при перегрузке 1750 тонн (1720 длинных тонн). Это обеспечивало расчетную дальность 4220 морских миль при скорости 18 узлов.
Размещение жилых помещений было достаточно нестандартным. Помещения флагмана и начсостава находились на верхней и нижней палубах в носовой части корабля. Младшие офицеры размещались в кормовой части, в надстройке и на нижней палубе. Для старшин и матросов предназначались 14 кубриков. Всего экипаж состоял из 898 человек.
Крейсер имел два моторных катера КС-26, два 16-вёсельных моторных баркаса, два шестивёсельных яла и по одному четырёхвёсельному и шестивёсельному спасательному вельботу.
Бронирование состояло из бронепояса толщиной 70 мм и шириной 3,4 метра. Пояс замыкался более толстыми носовым и кормовым траверзами в 70 мм. Толщина бронепалубы составляла 50 мм.
Башни главного калибра с фронта и сверху защищались 70 мм броней, а с бортов-50 мм. Барбеты башен-тоже 70 мм. Боевая рубка при 150 мм стенках имела 100 мм крышу. Румпельное отделение защищалось 30 мм броней.
В базовом итальянском проекте были приведены расчеты эффективности такого бронирования- они высчитали, что зона свободного маневрирования под 152-мм полубронебойными британскими снарядами-от 75 до 120 кбт, а под 155-мм снарядами французских лёгких крейсеров - от 75 до 130 кбт. Расчеты советских конструкторов для 152-мм бронебойных снарядов орудий Б-38 зона свободного маневрирования давали эту зону в 97 - 122 кбт.
Основные отличия проекта 26-бис от базового проекта 26:
- -усилено бронирование (борта, траверсы и барбеты башен) до 70 мм.
- -усилена малокалиберная зенитная артиллерия.
- -деревянная мебель заменена на металлическую.
- -четырёхногая фок-мачта заменена башенноподобной (для уменьшения вибрации КДП), реконструирована передняя надстройка.
- -запас топлива увеличен до 1660 тонн, запас авиабензина уменьшен до 4,8 тонн.
- -установлена отечественная катапульта ЗК-1 производства Ленинградского завода ПТО имени Кирова.
- -установлена система приборов управления стрельбой «Молния-АЦ».
- -установлены усовершенствованные МПУАЗО «Горизонт-2» с ЗАС «Горизонт-2».
- -пост УКВ связи перенесён на 4 ярус.
Главный калибр артиллерии крейсера- девять 180-мм 57 калиберных орудий Б-1-П в трёх строенных орудийных установках МК-3-180 с электрическим приводом. Две башни в носовой и одна в кормовой части. Боекомплект-900 выстрелов, в перегруз — 942 выстрела с бронебойными, полубронебойными, осколочно-фугасными снарядами и дистанционными гранатами. Заряды были усиленно-боевыми, боевыми, пониженно-боевыми, уменьшенными и беспламенными (для ночного боя).
Максимальная дальность стрельбы усиленно-боевым зарядом 97,5 кг бронебойным снарядом с начальной скоростью 920 м/с при угле возвышения в 45° достигала 37,5 км. Максимальный угол возвышения 48-50°, техническая скорострельность 5,5-6 выстрелов в минуту, практическая 2 выстрела в минуту. Со временем практическую скорострельность довели до 4-5 выстрелов в минуту.
Крейсера проекта 26-бис получили новую систему приборов управления стрельбой «Молния-АЦ» (на типе «Киров»-«Молния»). В «Молнии-АЦ» для учёта углов крена использовалась гировертикаль «Шар», из системы приборов управления огнем зенитной артиллерии «Горизонт-2». Новые ПУС позволяли осуществлять стрельбу по невидимой цели при корректировке огня с самолёта, что обеспечивало реализацию всех возможностей артиллерии по максимальной дальности. В 1944 году крейсера получили РЛС управления огнём.
Зенитная артиллерия крейсера состояла из шести 100 мм 56 калиберных орудий B-34 в одиночных установках, расположенных вокруг задней трубы, по три на борт. Боекомплект-300 выстрелов на ствол.
Система управления зенитным огнем-«Горизонт-2» состояла из двух стабилизированных гировертикалью постов с трёхметровыми дальномерами типа «Д-3».
Малокалиберная зенитная артиллерия- девять полуавтоматических 45-миллиметровых зенитных орудий 21-K (боекомплект 600 выстрелов на ствол) и четыре 12,7-миллиметровых пулемета «ДШК» (12500 патронов на ствол).
Торпедное вооружение-шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов 39-Ю в двух тройных установках побортно в средней части корабля. Боекомплект 6 торпед, хранившихся прямо в аппаратах.
В перегруз крейсер мог принять на верхнюю палубу 164 мины заграждения образца 1912 года или 100 мин «КБ-1», которые устанавливались с помощью двух кормовых скатов.
Противолодочное вооружение состояло из 20 больших и 20 малых глубинных бомб, кормовых бомбосбрасывателей и бомбомётов «БМБ-1».
Для защиты от мин на корабле было четыре паравана «К-1».
Авиационное вооружение временно состояло из двух гидросамолётов «КОР-1» на специальных площадках возле первой трубы. Для его замены в 1941 году был создан корабельный разведчик-летающая лодка КОР-2. На крейсера они поступили уже во время войны. В центре между трубами была установлена катапульта «ЗК-1». Запас авиационного бензина на 2800 кг.
«Молотов» стал первым советским кораблем, оборудованным радарами. Это прежде всего была система предупреждения о воздушном движении «Редут-К», установленная на грот-мачте, с дальностью более 100 км. К 1944 году были добавлены артиллерийские радиолокационные системы «Марс-1» советской разработки. На фок-мачте была установлена антенна радиопеленгатора «Градус-К».
Также на крейсере стояли: система радиосвязи «Блокада-2», станция звукоподводной связи «Арктур-МУ-II», паронефтяная дымоаппаратура «ДА-1» и химическая «ДА-2», пять 45-см прожекторов, фонари «системы Семёнова» и типа «Ратьер», антенна радиопеленгатора «Градус-К»( на фок-мачте).
Осенью 1941 года на крейсере установили размагничивающее устройство.
В военное время в первую очередь было усилено зенитное вооружение- были установлены два счетверённых пулемёта Vickers 12,7 мм полученных из Великобритании(в 1942), устаревшие и неэффективные 45 мм «21-К» заменили на двенадцать зенитных 37 мм автоматов «70-К»(боекомплект 1000 снарядов на ствол)(в конце 1941 года первые три 45 мм поменяли на 4×1 37 мм/67) и еще два ДШК. Под зенитные автоматы в 1942 году демонтировали авиационную катапульту.
К 1944 году на крейсере было 6×1 45 мм/46, 12×1 37 мм/67, 2×4 и 4×1 12,7-мм пулеметов. Экипаж – 863 человека.
12 сентября 1943 года на крейсер была установлена улучшенная катапульта «ЗК-1а». Она испытывалась с новым самолетом-разведчиком «КОР-2» и британским истребителем Supermarine Spitfire. В 1947 году в связи с развитием радиолокационной техники необходимость в корабельных разведчиках отпала и катапульту демонтировали.
По состоянию на 1943 год, на крейсере были установлены передатчики: «Ураган», «Шквал-М», «Скат», «Окунь»; приёмники: «Дозор», «Метель», «45-ПК-1», «Рейд».
В 1944 году была установлена РЛС управления огнём главного калибра «Марс-1».
В 1952 году крейсер встал на капитальный ремонт и модернизацию на заводе №497 в Севастополе. Работы были завершены 28 января 1955 года. Полная стоимость модернизации составила 200 миллионов рублей. На крейсере заменили 100 мм установки «Б-34» на улучшенный вариант «Б-34УСМА», с дистанционным наведением и усовершенствованной систему управления огнём «Зенит-26» и новыми стабилизированными постами наводки «СПН-500». Малокалиберная зенитная артиллерия была заменена на 11 37-мм спаренных установок «В-11». Полностью обновили системы связи, системы РЛС и штурманское оборудование. Были демонтированы торпедные аппараты, самолётное оборудование и самолётно-барказные краны. Полностью отказались от глубинных бомб.
Крейсер «Молотов» был заложен 14 января 1937 года на заводе №198 (имени Марти) в Николаеве. На воду корабль спустили 4 декабря 1939 года. С 11 ноября 1940 года начались заводские испытания, с 19 марта государственные. 31 марта испытания завершились. 14 июня крейсер «Молотов» пополнил ряды Черноморского флота. Для флота это было ценнейшее приобретение -на нем стояла первая советская корабельная радиолокационная станция обнаружения «Редут-К».Уже 15 июня крейсер принял участие в больших маневрах флота.
К началу войны главная база Черноморская флота была обеспечена системой контроля воздушного пространства. 24 июня между крейсером, штабом флота и командным пунктом ПВО была налажена телефонная связь, данные от «Редут-К» немедленно передавались летчикам и зенитчикам. РЛС работала до 20 часов в сутки без поломок. Несколько месяцев экипаж крейсера, помимо освоения корабля обеспечивал ПВО всей базы. Попытки немецких атак пресекались своевременным обнаружением противника и приведением в боевую готовность зенитчиков и истребительной авиации.
Все попытки противника произвести внезапный налет на базу стоянки крейсера не имели успеха благодаря бдительности личного состава РЛС, заблаговременно предупреждавшего ПВО базы об обнаружении самолётов противника со временем, достаточным для приведения в готовность средств ПВО — истребительной авиации и зенитной артиллерии.Судовой журнал.
В конце сентября 1941 года немецко-румынские войска прорвали советскую оборону на Перекопе и в конце октября Севастополь был осажден.
1 ноября 1941 года, после захвата немцами крымских аэродромов, командование было вынуждено перевести крейсер в Поти, а затем в Туапсе, где он также стал основой системы предупреждения о воздушном нападении.
Но крейсер привлекался и для поддержки сухопутных войск 51-й армии. 9 ноября он выпустил по германским войскам у Феодосии до 200 снарядов главного калибра. На обратном пути корабль был безуспешно атакован 4-мя немецкими торпедоносцами и 4-мя бомбардировщиками.
24-28 декабря на крейсере были перевезены в Севастополь части 386-й стрелковой дивизии из Поти (15 вагонов боеприпасов, 1200 бойцов и командиров). Во время выгрузки войск 29 декабря крейсер был обстрелян немецкой артиллерией и получил повреждения кормы (sic!!!). Параллельно продолжались налеты немецкой авиации. Двое матросов погибли, многие были ранены. В ответ крейсер израсходовал 205 180 мм и 107 100 мм снарядов по вражеским позициям. Был подбит один из атакующих самолетов, уничтожены примерно 16 вагонов с боеприпасами под Бахчисараем и 9 автомашин в селе Верхнее Садовое. 30 декабря крейсер покинул Севастополь, забрав 600 раненых.
В Керченско-Феодосийской десантной операции «Молотов» вместе с лидером «Ташкент» и эсминцем «Смышлёный» входил в отряд прикрытия.
В связи с началом второго штурма Севастополя одновременно с десантной операцией понадобилось усилить и Севастопольский оборонительный район. В новогоднюю ночь крейсер, имея на борту 700 солдат и офицеров, батарею реактивных установок «БМ-8», сопровождал транспорты «Абхазия» и «Белосток», продолжающие переброску 386 сд в Севастополь. Во время разгрузки крейсер также отстрелялся по целям на немецких позициях. 2 января 1942 года с 500 ранеными и эвакуируемыми он вернулся в Туапсе. Еще один рейс в Севастополь корабль совершил 4 января, доставив из Новороссийска 664 бойца. До 8 января крейсер обстреливал позиции противника в районе Макензиевых гор, а 9 января , забрав 539 раненых и эвакуируемых, прибыл в Туапсе. Последние походы в Севастополь проходили вместе с лидером «Ташкент».
Сильный шторм(бора) 21/22 января 1942 года застал крейсер в туапсинском порту, пришвартованным правым бортом у нефтепирса №4. Крейсер начало бить о стенку, пришлось его вывести на малый рейд, но одна из якорных цепей лопнула. Корабль на одном якоре не удержался и в 8-36 ударился о бетонный пирс носовой частью, повредив форштевень и обшивку. Потерявший управление «Молотов» форштевнем скребанул борт крейсера «Красный Крым», а затем таранил танкер «Кремль», который от полученной пробоины начал тонуть.
В 9-06 неуправляемый крейсер налетел на корму эсминца «Смышлёный», нанеся ему серьезные повреждения. В 9-23 по приказу командования были затоплены носовые отсеки и крейсер носом уткнулся в берег. Но корму продолжало заносить на пирс, при столкновении обшивка была повреждена и здесь.
Очередная попытка подать тросы на пирс завершилась трагедией, трос лопнул, был смертельно ранен старшина, пострадали два матроса.
Только к полудню удалось подать трос на эсминец «Сообразительный» и буксир, которые смогли удержать корму. Шторм стал затихать только после 16-00.
Крейсер в ходе шторма получил многочисленные повреждения: обшивки по левому борту в кормовой части, по левому борту лопнули шпангоуты с 290 по 293-й, был сломан кормовой клюз, на 400 мм вогнут форштевень, затоплен таранный отсек, повреждены трубопроводы отопления в кормовых помещениях и оборудование отсека дымаппаратуры.
Ремонт провели тут же, в Туапсе, к 14 февралю боеспособность крейсера была восстановлена, хотя и не полностью, из-за повреждения форштевня скорость снизилась на 2-3 узла.
20 февраля с эсминцами «Смышлёный» и «Сообразительный» крейсер вышел на обстрел Коктебеля и Старого Крыма, поддержав наступление Крымского фронта. Израсходовал 60 снарядов 180 мм. Обстрел пришлось вести в условиях 8 балльного шторма. Крен доходил до 37 °, а при повороте нос и корма попали на вершины разных волн. Корпус выгнулся, верхняя палуба с борта до борта приобрела вид гофры. Но после ухода с волны геометрия палубы восстановилась, только на камбузе отлетела керамическая плитка с пола. Крейсер испытание на прочность выдержал. Эсминцам пришлось хуже, они при шторме получили значительные повреждения.
С 27 февраля по 2 марта 1942 года «Молотов» проводил ночные обстрелы немецких позиций в районе Феодосии. Следующие ночные рейды крейсер провел с 14 на 15 и с 16 на 17 марта.
18 марта крейсер в сопровождении эсминца «Свободный» ушёл в Поти, где 20 марта встал на ремонт на заводе №201. Здесь крейсеру , наконец, смогли выправить форштевень.
7 июня Манштейн начал третье наступление на Севастополь. 10 июня корабль вернулся к боевой службе, 11 июня он загрузил в Новороссийске 2998 бойцов 138-й отдельной стрелковой бригады, 28 орудий, 8 минометов, свыше 1000 автоматов и около 150 тонн боеприпасов. Ночью 12 июня в сопровождении эсминца «Бдительный» он вышел в Севастополь. На переходе мини-конвой был атакован немецкими пикирующими бомбардировщиками и торпедоносцами. Получасовой бой стоил немцам одного сбитого торпедоносца, а крейсеру небольшой течи от близкого взрыва бомб. Было израсходовано 96 снарядов калибром 100 мм, 147 снарядов калибром 45 мм, 406 снарядов калибром 37 мм и 1082 патронов калибром 12,7 мм.
После прихода в Севастополь, ночью 13 июня, крейсер обстрелял Бахчисарай, Сюрень, Опытное, Камышлы, Торповую дачу, Сухую балку, Сухую речку и Камары. В ту же ночь вместе с эсминцем они ушли в Туапсе, загрузив 1065 раненых и 350 женщин и детей. Из-за паники не удалось разгрузить 42 тонны боеприпасов-поток эвакуированных, стремившихся на борт, занял все сходни.
10 и 13 июня немецкая авиация потопила транспорты «Абхазия» и «Грузия», которые везли в Севастополь боеприпасы. Войскам категорически не хватало снарядов. С учетом быстроходности ( крейсер успевал разгрузиться и вернуться за ночь) и грузоподъемности , был выбран крейсер «Молотов».
Следующий ночной рейс в Севастополь состоялся 16 июня. С 373 тоннами боеприпасов, 45 тоннами продуктов, 60 тоннами различного имущества, 24 миномётами и 3175 бойцами в сопровождении эсминца «Безупречный» крейсер прибыл в осажденный Севастополь. Во время ночной разгрузки и при выходе 197 снарядов было израсходовано по селениям Камышлы и Алсу. На этот раз удалось вывезти 1625 раненых и 382 эвакуированных (невыгруженными остались 62 ящика боеприпасов).
Это был последний поход крейсера в осажденный Севастополь, в дальнейшем снабжение и эвакуацию проводили только на быстроходном лидере "Ташкент", подводных лодках и катерах.
За период обороны Севастополя крейсер «Молотов» доставил 9440 бойцов и командиров, подразделение «катюш», 560 орудий, 45 миномётов, 16 800 винтовок, 3680 автоматов и пулемётов, 10 вагонов авиабомб, 145 вагонов боеприпасов, из Севастополя эвакуировано более 6000 человек. Последние рейсы шли с чудовищным перегрузом, до 1000 тонн, грузами и бойцами были забиты все помещения корабля.
Причем на переходах крейсер с грузами демонстрировал скорость 30-32 узла.
1 августа 1942 года крейсер «Молотов» был привлечен командованием флота к операции по уничтожению немецких десантных сил в Феодосии.
Что из этого получилось, описано здесь:
Легкие крейсера. Итальянцы атакуют. «Молотов»
Крейсер в результате надолго вышел из строя. Благо вскоре Ставкой были вообще практически запрещены операции крупных кораблей Черноморского флота. "Ну нет у меня для вас гинденбургов"(с). Нахимовых и Битти тоже не было.
28 июля «Молотов» вновь вошел в строй. 18 августа 1944 года в составе отряда кораблей ЧФ «Молотов» перебазировался в Новороссийск, а 5 ноября крейсер вернулся в Севастополь, где и встретил окончание войны.
Всего за время войны с 22 июня 1941 по 1 января 1944 года «Молотов» прошел 11 652 мили за 697 ходовых часов и израсходовал 25 816 тонн топлива.
Долгая и насыщенная послевоенная жизнь крейсера достойна отдельной статьи.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам