Отвечаем на вопрос нашей читательницы Марины Сушко: «Спасибо за инструкции на случай, если поход за студенческим билетом закончится не так, как хотелось бы. Но в статье «Не удалось поступить на бюджет в вуз мечты? Это дело поправимое!» вы не описали ситуацию, когда абитуриент зачислен в желанный университет, но не на ту специальность, на которую планировал изначально. Можно ли будет перевестись, скажем, на лечебное дело с педиатрии, стоматологии или медико-профилактического дела?»
Теоретически возможность перевестись с одной образовательной программы на другую имеется при
- наличии вакантных мест;
- незначительной академической разнице в перечне и объеме изученных дисциплин, пройденных практик, выполненных курсовых работ, научных исследований и т. д.
Более точные условия перевода прописаны в соответствующих Положениях каждого вуза.
Например, в СПбГУ академическая разница, возникающая при переводе, не должна превышать десять дисциплин и при этом не может составлять более 50 % всех дисциплин учебного плана:
В РНИМУ имени Н. И. Пирогова допускается несоответствие образовательной программы в объеме не более 15 зачетных единиц или 540 академических часов:
Академическая разница, а также курс, на который может быть переведен студент, определяются в ходе учебно-методической экспертизы. По ее итогам аттестационная комиссия (или аналогичная ей структура) принимает одно из решений:
- рекомендовать к переводу с одной образовательной программы на другую с сохранением курса обучения;
- рекомендовать к переводу с одной образовательной программы на другую на курс ниже;
- отказать в переводе.
Как правило, подать заявление на перевод можно уже со второго семестра первого курса. Но, например, Положение Дагестанского медицинского университета предоставляет право перейти на другую специальность и первокурсникам, подавшим соответствующее заявление не позднее 30 сентября, при условии совпадения вступительных испытаний и результатов не ниже проходного балла:
А вот практически осуществить перевод на «Лечебное дело» со «Стоматологии», и тем более с «Медико-профилактического дела», вряд ли получится, так как расхождение в учебных программах по этим специальностям весьма значительно уже с 1 курса и увеличивается с каждым семестром.
Разницу можно понять без углубления в подсчет часов и зачетных единиц, просто сравнив перечень дисциплин с указанием экзаменов и зачетов, изучаемых в осеннем и весеннем семестрах будущими лечебниками и стоматологами в ПСПбГМУ имени академика И. П. Павлова.
Зимняя сессия:
Летняя сессия:
Еще не стоит забывать о том, что на те же вакантные места будут претендовать студенты-лечебники из других вузов со средним баллом «5» в зачетке и «аборигены», которые учатся платно. То есть студентам с «иной» специальностью может ничего не остаться.
Почему не имеет смысла переводиться с «Педиатрии» на «Лечебное дело», мы уже объясняли здесь: выпускникам обоих факультетов доступен одинаковый набор специальностей ординатуры - от неонатологии до гериатрии и от косметологии до нейрохирургии.
Кстати, после специалитета по «Стоматологии» есть возможность поступить на несколько программ ординатуры, не связанных с лечением зубов: «Остеопатия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Клиническая лабораторная диагностика», «Лабораторная генетика».
Поэтому образовательную программу целесообразно выбирать, не надеясь на перевод, а сразу нацеливась на ту область медицины, которой хотелось бы заниматься после окончания университета. Согласитесь, что специальность мечты первична, а вуз мечты – вторичен?
Если вы сочли статью интересной и полезной, поставьте, пожалуйста, лайк.