Найти тему
Кино и книги

"И в горах, и в степях, и на море": 3 забытых советских фильма о гражданской войне на национальных окраинах

Оглавление

Здравствуйте читатели! Продолжая тему гражданской войны на национальных окраинах, предлагаю вам обзор из трех фильмов, в которых личная жизнь и политические убеждения героев неразрывно связаны и приводят к сложным поворотам сюжета.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Лавина с гор" 1958 г.

Весна 1917 г., у власти - Временное правительство. Князь Наурбек, командир Кабардинского полка расформированной Дикой дивизии со своими джигитами возвращается на родину. В пути их задерживает контрразведка.

Начальник контрразведки Дышнинский обрабатывает пожилого горца, по документам, выпущенного с каторги абрека. Предлагает тысячу рублей за беглого политкаторжанина Кантемира и десять тысяч, если отыщет в горах комиссара Кирова. Если бы он знал, что с самим Кантемиром и разговаривает!

Наурбеку же Дышнинский скорбно сообщает, что большевики скоро захватят власть в России, но Кабардино-Балкария может стать самостоятельным ханством, если полк князя сыграет свою роль. Наурбек, разумеется, не против.

Кадр из фильма "Лавина с гор". Дышнинский и князь Наурбек с верным стремянным.
Кадр из фильма "Лавина с гор". Дышнинский и князь Наурбек с верным стремянным.

Стремянный князя Анзор привязан к своему командиру, которого защищал в боях Первой мировой, был им награжден и обласкан. Наурбек предлагает ему службу в своем доме, но молодой человек четыре года не видел мать и отказывается. Князь дарит ему часы и обещает ни одну просьбу не оставить без отказа.

Обоих ждут неприятные сюрпризы. Жена Наурбека, пока он воевал, завела любовника Каро, молодого отчаянного конокрада, молочного брата Анзора. Она всю округу держит в долгах и приумножила богатства княжеского дома, этим и хочет умилостивить мужа, ведь в доме есть верные слуги - обязательно настучат.

Анзор пострадает от того же Каро. Встретившись ему по дороге, молочный брат предложит поменяться конями, а его жеребец окажется краденым. Подставил, братец!

Все эти личные отношения сыграют большую роль, когда Анзору придется выбирать на чьей он стороне: бывшего командира или своих односельчан и вернувшегося Кантемира, когда-то выступившего против незаконного отбора народной земли.

Фильм динамичный, красочный, даже экзотический. В нем еще и кровная месть имеется. Как тут танцуют кабардинку с кинжалами, какой колоритный духанщик, а казаки и есаул Шкуро! Я, конечно, не на его стороне, но сценка, как Шкуро обижался, что ими брезгуют в княжеском доме и неуважительно принимают - замечательная.
Конечно, политические акценты расставлены однозначно, классово, но плакатным я этот фильм бы не назвала: он очень живой, с разными обычаями, отношениями.
Характерно, что даже зажиточные жители аула против воли не могут отказать бедноте - добрососедские отношения нарушать нельзя, общество осудит - все отвернутся. В выборе Анзора сыграло главную роль, то, что Наурбек выдал Кантемира - земляка.
Музыка Вано Мурадели гармонирует с красивыми видами природы и действием, развивающимся по сюжету. Самые запоминающиеся роли, по-моему, сыграли Андрей Файт (Дышнинский), Георгий Милляр (слуга князя Муса), Владимир Белокуров (Шкуро), Барасби Мулаев (Каро), Александр Хвыля (Бата).

"Измена" 1967 г.

20-е годы, Бухара. После бегства эмира образовалась Бухарская народная советская республика, но еще сильны басмачи и, что самое страшное - есть шпионы и изменники в Красной Армии. Об этом пишет в письме военком Сафар, не зная, что утекают последние минуты его жизни.

Красноармейский отряд попал в засаду. Его командир Асад Максум, ушедший с немногими бойцами, врывается в кабинет военкома с обвинением в предательстве и расстреливает того на месте. Жена и дочь, услышав выстрелы, выбегают из соседней комнаты и бросаются к телу убитого.

Теперь конвой ведет на вершину кургана к вырытой могиле самого Асада. Красноармейцы выстраиваются и готовятся стрелять. За процедурой наблюдает сын застреленного Сафара - Карим. Он и сам рвался исполнить приговор, но - не дали.

Приговоренный стоит на краю могилы. Вот-вот раздастся залп, но доносятся крики: весь состав трибунала скачет сюда, чтобы остановить казнь. Асад оправдан, нашли доказательства связи Сафара с врагами революции. Только его сын не согласен и никогда не поверит, что отец был изменником.

Чтобы примириться с семьей убитого Асад сватается к дочери Сафара, она ему и так нравилась. Девушка неожиданно отвечает: "Асад Максум хочет взять меня в жены? Я согласна, если не боится - пусть берет!" Между тем, Карим, еще не зная о поступке сестры, познает горечь положения сына врага народа.

У фильма жесткий, неприглаженный стиль. Никто не выглядит белым и пушистым, кроме, пожалуй, председателя ревкома Хайдаркула. Повороты сюжета головокружительны, поведение персонажей трудно угадать.
Внимание уделено не только интриге, но и мотивам поступков героев. Честолюбие, страсть, месть, любовь к близким сплетают их судьбы в единый клубок.
Наиболее впечатляют образы Асада Максума (Хабибуло Абдуразаков), его жены Саодат (Зухра Хасанова), ее матери Бибираджаб (Нозукмо Шамансурова) и Карима (Исамат Эргашев).
Операторская работа замечательна панорамными съемками: огромное небо, накрывающее своей чашей бесплодную землю, покрытую высохшими руслами рек и курганами. На ней - многочисленные маленькие фигуры всадников: цепочки, рассеянные отряды, сражения, построения.

"Кровь и пот" 1978 г. 2 серии

В 1919 году остатки южной группы разбитых колчаковских войск пытаются пройти через приаральскую пустыню к Каспийскому морю, к союзникам. Их ведет проводник Тенирберген. Все колодцы по пути оказываются засыпаны камнями. Беляки из мести жгут покинутые селения.

За ними следит небольшой отряд красноармейской разведки, командир которого, Еламан - бывший батрак рода Тенирбергена.

Когда-то обоим, батраку и молодому мурзе, нравилась одна девушка - Акбала. Сердце невесты склонялось к Тенирбергену, но отец выдал ее за Еламана, сына своего друга, по данному ранее слову.

Когда Еламан спас табун бая, понесшийся во время грозы к обрыву, но потерял при этом нескольких коней, хозяин избил его, а его младший брат пытался заступиться. Еламан бросил родную степь и ушел из табунщиков на берега Аральского моря в рыбаки, но и рыбацкая жизнь - не сахар.

За непреднамеренное убийство купца Федорова, выгнавшего рыбаков на лов по тонкому льду, герой попадает на каторгу. Оставшись в бедности одна, Акбала не смогла больше противиться своим чувствам.

Время часто сводило Еламана и Тенирбергена, стоящих по разные стороны баррикад. До сих пор они щадили друг друга, предоставляя судьбе рассудить их, но решения судьбы бывают страшными.

Картина снята по одноименному роману казахского писателя Абдижаила Нурпеисова. Один из авторов сценария - А. Михалков-Кончаловский. Прочитавшие, книгу хвалят, а фильм находят затянутым.
Действие в нем, действительно, довольно вялое, несмотря на множество трагических эпизодов. Очень эмоционально сильная концовка. Картину стоит посмотреть уже для того, чтобы увидеть ныне пересохшее Аральское море. Хороша также цветущая степь. Переход через пустыню снят убедительно.
Герои - живые и сложные люди, которых можно понять: и Еламан, восстающий против несправедливых хозяев, но взявший в жены девушку, которая его не любит, и Тенирберген, понимающий, что его родичи сильно перегибают палку в отношениях с народом, и Акбала, чувствующая вину перед мужем, но любящая другого и презираемая, как нарушительница обычаев.

Надеюсь, что эти фильмы понравятся вам, как и мне, и помогут провести время интересно! Предлагаю ознакомиться с предыдущей статьей: "Буксир, табун, милиция и гражданская война": 3 редко показываемых, интересных советских приключенческих фильма.

-9