Задумывались ли вы, глядя на картину, что хотел донести до нас художник? Первым делом мы определяем в каком жанре написана картина. Если изображен один человек или группа людей, то мы понимаем, что перед нами портрет. Если мы видим, как летнее солнышко пригрело на лугу овечек – не трудно догадаться, что перед нами пейзаж. С таким же успехом мы различаем маринистов (тех, кто пишет картины о море и о морских путешествиях), жанр натюрморт и батальные сцены. Но что же на самом деле стоит за изобразительным искусством и почему оно как вид, пользуется большим спросом нежели, допустим, архитектура или скульптура?
Постараемся разобраться на примере знаменитых мировых шедевров.
Значимая роль в искусстве всегда отводилась религии. Чаще всего на таких картинах изображались сцены из Священного Писания, деятельность святых и мучеников. Христианское искусство подарило миру такой вид живописи как - иконопись. Иконы были важной частью оформления храмов, и тем самым укрепляли веру прихожан, так как изображаемые сюжеты давали буквальное видение описываемых событий.
Возьмем, к примеру раннехристианское искусство и его катакомбную живопись. В I-III веках от Рождества Христова христианство только развивалось как самостоятельная религия и часто подвергалась гонениям. Примерно в то же время на Апеннинском полуострове (в частности, и в Риме), стало популярным захоронения в катакомбах. Катакомбы представляли собой сеть ходов под землей, имеющие много ответвлений и галерей. Там-то и проходили первые собрания христиан и именно там зарождается так называемое Катакомбная Живопись, которая является одним из важнейших аспектов всего раннехристианского искусства. За основу брали сюжеты античности, чтобы скрыть от посторонних глаз свою новую веру.
На фотографии сверху изображен пастух в окружении своих овец. Образ Бога как пастыря часто встречается в Ветхом и Новом завете и символизирует заботу пастуха о своем стаде, также как и Бог заботится о душах Своего народа. Поэтому раннехристианское искусство часто будет использовать этот образ для распространения своей веры. Данные росписи носят примитивный характер письма. Сделано это для того, чтобы отвлечь внимание человека от мирской шелухи и целиком обратить свой взор на сюжет изображения и смысл, который за ним стоит. Краски, лишь в некоторых местах будут яркими, фигуры изображены бесформенными и с однотипными лицами. Эти рисунки не несли в себе мотив порадовать глаз, и они не были сделаны для всеобщего обозрения. В катакомбах, при неярком освещении и сырости зарождалась вера, которая полностью изменит весь античный мир и перекроит в будущем историю большей части земного шара.
Что же еще могут нести в себе картины? В древности, наравне с религией была крайне важна и мифология. Как мы знаем из школьной программы, мифы – это повествование, нацеленное на передачу представлений о мире и его законах, о всем сущем, о героях и богах. У мифов очень большая образовательная роль в культуре народа. Возьмем для детального изучения картину нидерландского живописца, жившего в 16м веке. Картина Питера Пауля Рубенса «Персей и Андромеда». За основу одной из своих знаменитых картин он выбрал сюжет о героическом подвиге Персея, спасшего прекрасную деву Андромеду от кары морского чудовища. В картине хорошо видно, как румянец заливает щеки смущенной девушки и как в ее взгляде читается благодарность, смешанная со смущением. Персея, как настоящего героя, приветствует богиня славы Ника с лавровым венком. Что делает картину такой притягательной? То, что она через века несет на себе романтическую дымку, окутывающую Персея, Психею и остальных персонажей на картине. Персей одной рукой крепко держит отрубленную голову Медузы, этого отвратительного чудовища, чуть было не погубившего его жизнь, а другой рукой он нежно касается Андромеды. Именно этот момент и запечатлел художник. Момент первого соприкосновения возлюбленных. Летающие по всей картине маленькие амурчики дают нам понять, что чувства главных персонажей взаимны. С каким трепетом смотрит храбрый герой на прекрасную Андромеду. Именно такие сюжеты остаются на века, которые будут актуальны до тех пор, пока в этом мире будет жить любовь.
Но так же, как человеческая душа умеет любить, с таким же жаром она может и страдать. Тему горестей и мучений мы можем рассмотреть на картине русского мастера Карла Брюллова «Последний день Помпеи». На картине изображено событие, произошедшее в 79 году нашей эры. Гибель целого древнеримского города, располагавшегося на юге современной Италии, под слоем вулканического пепла. По данным современных ученых, смерть была ужасной и мгновенной. Туча раскаленного пепла опустилась на город и некоторые люди даже не успели отплыть на кораблях от берега. Но на картине Карл Брюллов решил показать нам не момент самой гибели, а лишь начало катастрофы. Страшный рокот вулкана, находящегося в меньше, чем 30 км, сопровождался молниями в небе, подземными толчками, кроваво-красным заревом. Крики и мольбы мы будто слышим от самой картины. Сам художник один из первых присутствовал на раскопках этого древнего города. Его впечатления от этой трагедии со страшной детальностью изображены на полотне. Но это человеческая история, и ее не перепишешь.
На счет исторических событий в живописи и пойдет дальше разговор в этой статье.
История пестрит разнообразными событиями, сюжеты которых также увлекательны, как и лучшие творения литературы или кино. Взять, к примеру известного всем нам, даже тем, кто далек от философии, Сократа. Он был древнегреческим философом, который совершил переворот в познании мира. Античная философия пошла совершенно другим путем развития. Взор теперь был обращен на место человека в этом мире и его принципы мышления. Но мы не будем вдаваться в его биографию и восхвалять его деятельность. Гениальность его мысли не подлежит сомнению, но поговорим о последнем дне знаменитого мыслителя, а точнее о картине, показавшей нам, с каким достоинством ушел из жизни Сократ. В произведении Платона «Федон» описан последний день из жизни учителя. Власти Афин вынесли приговор, по которому Сократ был обвинен в том, что не чтил богов, которым поклонялись горожане, выступал против некоторых законов и был виновен в том, что развращал своими речами своих учеников. Был приговорен к смерти через отравление ядом. На картине мы видим, что ясность ума и хладнокровие перед собственной смертью философа противопоставилась глубокому отчаянию учеников, пришедших проститься с учителем. Проведя последний разговор о смерти и о жизни, он выпил яд и вел диалог до тех пор, пока яд не достиг сердца и не остановил сердце великого философа Сократа. Историческая картина французского художника Жака Луи Давида «Смерть Сократа» раскрывает нам момент того, как сам Сократ, не прекращая передавать свои идеи ученикам, берет из рук палача яд. Я считаю, что в этой картине есть что-то схожее с «Тайной Вечерей» Леонардо Да Винчи. Интимность атмосферы, передача знаний и своего учения, некий трагизм – делает картину поистине современной, даже учитывая античный контекст. Ведь истинное знание чаще всего приводит к трагической смерти среди современников, но к вечной памяти у будущих поколений.
Таким образом, на примере этих трех шедевров мы приблизились к человеческой душе, которая заточена в широкие рамы картин, но способная пробудить в нашем сознании чувство единства переживаемых событий и эмоций, которые за ними следуют.
Спасибо за внимание. Я очень старалась.