Найти в Дзене

Главные веяния в современном искусстве. Ч.2

Оглавление

Мы продолжаем говорить о важных тенденциях в мире современного искусства. Первую часть этой темы вы найдёте на моём канале, там были рассказаны основные веяния. Можно сказать, парадигма современного искусства. Здесь же мы поговорим о менее значимых тенденциях. Но, не смотря на это, они имеют место быть. Начнём.

1. Авторы вынуждены учитывать клиповость мышления современного зрителя.

Клиповость мышления - уже стало одним из самых избитых выражений, за последнее время. Мы все всё понимаем. Людям проще читать твиты, а не статьи на яндекс дзене, а ещё лучше, если это просто картинка. Не зря так популярен стал тик-ток. Видео в тик-токе длятся от нескольких секунд, до нескольких минут. В инстаграме истории вообще ограничиваются оной минутой. И этот "clip", который сформируется в голове у зрителя сегодня, во первых: не предсказуем; и во вторых: неповторим.

Как же, все-таки, авторы должны учитывать подобное?

За искусством все время куда-то нужно идти(будь то музей, выставка или театр), в то время, как самодеятельность на каждом шагу и в каждом смартфоне сама находит вас. Благодаря этому, зритель, приходя на выставку, должен успеть удивиться, а иначе, зачем он шёл? В интернете такого куча и можно было сидеть дома. А чем ещё можно удивить зрителя, как не созданием внутри его мозга "эксклюзивного" произведения искусства. Благодаря концепции, которая связывает все картины в единую цепь. Например, могут быть множество картин, которые кажутся не связанными между собой, но посмотрев каждую из них, у посетителя выставки складывается своя, личная интерпретация увиденного. И у каждого из посетителей должна формироваться его личная история. Хотя речь сейчас не только про изобразительное искусство. В театре дела обстоят так же. Как давно вы были в театре? Замечали ли вы, что режиссёры стали активно использовать приём, когда на сцене показаны два и более действия одновременно, в один момент. В одном углу кто-то ругается, в другом молится, а на заднем плане может быть проходка людей с коробками на головах. И при всём при этом, часто играет какая-то музыка и показан визуальный ряд из абстракций и так далее. Кто во что горазд.

-2

Тем не менее, в мире искусства, на сегодняшний день, идет борьба между теми, кто следует современным трендам о клиповости мышления и теми, кто считает, что жизненно важна одна единственная интерпретация того или иного произведения. И что-то мне подсказывает, что в наших современных реалиях победят именно первые.

2. Мемы и эффект узнавания.

Слышали ли вы о таком явлении, как "эффект узнавания"? Я думаю, что раз вас заинтересовало название этой статьи, то вы являетесь далеко не профаном в теме искусства. Иначе бы вы и не взглянули на неё. А от этого, вы могли и слышать про данный эффект. Но на всякий случай...

Эффект узнавания - это явление, при котором зритель получает удовольствие от того, что он узнал отсылку или пасхалку, смотря на произведение искусства.

Например:

В первой части Шрека есть сцена, когда Фиона, в обличии человека очень эпично дерётся с разбойниками под крутую музыку. И одной из отсылок в постановке этой драки являлся удар из всем известного фильма "Матрица". Прыжок с остановкой времени, облёта камеры вокруг и удар с двух ног в разные стороны. Вот скриншот этого момента.

-3

Каждый из нас, посмотрев эту сцену впервые, подумал о Матрице. И каждый из нас получил, пусть маленькую, но долю удовольствия, что узнал этот приём и увидел отсылку. Это и есть тот самый эффект узнавания. Когда мы на секунду гордимся тем, что прочитали смысл, который закладывал автор.

Эффект узнавания не ограничивается только лишь кинематографом. Его использование, как лайфхак для возбуждения эмоций у зрителя, часто можно встретить во всех сферах искусства. Музыка (несколько нот из популярной песни), картины (зашифрованный мем), театр (отсылки к поп-культуре). Ведь очень приятно, когда зритель ощущает себя умным, хотя бы на мгновение и у него появляется ощущение, что он "дышит с автором одним воздухом".

3. Причастность зрителя к созданию произведения искусства.

В этом пункте заключены не только два предыдущих пункта, но и в целом, суть понимания искусства. Нам, зрителям, жизненно необходимо чувствовать себя причастными к чему-либо. Так устроена психология человека. Мы хотим быть важными в чьей либо жизни. И деятели искусства, в погоне за удержанием массового зрителя, давно уже приняли себе на вооружение эту проблему сознания и активно её используют.

-4

А потому, когда художники создают своё творение с учётом клиповости мышления зрителя, сразу же включается и чувство причастности зрителя. Он сам создаёт своё произведение искусства у себя в голове, благодаря тем материалам, которые дал автор.

Когда у зрителя происходит эффект узнавания, о котором мы говорили выше, это тоже, своего рода, причастность зрителя. Ведь если бы я не пришёл на эту выставку, кто бы смог ещё увидеть эту отсылку? А если бы её не увидели, то это означает, что автор зря её вносил. А значит, я - важная деталь на этом мероприятии.

И так далее...

Так же, речь идёт и о непосредственном участии зрителя в создании произведения искусства. Например, знаменитый пиксель-арт-проект "Place". Суть этого проекта заключалась в том, что любой желающий мог зайти на сайт и поставить точку в виде цветного пикселя на холсте, размером 1000 на 1000 пикселей, раз в пять минут на протяжении трёх дней. Люди, незнающие друг друга, собирались в группы, чтобы создать что-то ценное и значимое для них. Все они, рисовали одну, общую картину.

-5

Таких примеров, когда сами люди создавали картины за художников или помогали художникам в создании, огромное количество. И с каждым годом только растёт. Пусть форма помощи в создании видоизменяется, но суть остаётся та же. Быть причастным к большому.

Что-ж, на этом мы и остановимся. Может быть однажды выйдет и третья часть "веяний". Но пока нет никаких предпосылок к этому. Спасибо всем кто дочитал. И отдельное спасибо тем, кто подпишется и прочитает другие статьи с моего канала.

Оставляйте свои комментарии, ставьте лайки. Всем пока.