В наши дни слово МОДА ассоциируется с такими словами как ПАРИЖ, ФРАНЦИЯ. Однако мало кто знает, что к славе Парижа, как законодателя мод приложили руку русские белоэмигранты.
Париж - столица русской белоэмиграции
После окончания Гражданской войны в России за границей сформировалось несколько центров белоэмиграции. Самым крупным из них был Париж, где нашли пристанище самые богатые и знаменитые русские, многие из которых смогли вывезти за рубеж и деньги, и золото, и ценности. Русские мужчины вкладывали свои капиталы в промышленность, торговлю, издание газет и журналов. Не отставали от них и талантливые русские женщины, которые начали открывать модные салоны, ателье, шляпные мастерские. Если живя в России, они заказывали одежду из Европы, то теперь, в условиях конкуренции, они стали предлагать свои вкусы и предпочтения для потребителей "высокой моды".
Русский дом моды IRFE в Париже
Первый русский Дом моды в Париже был создан в 1924 году князем и княгиней Юсуповыми. Название бренда было создано из инициалов Ирины и Феликса Юсуповых. IRFE стал первым французским Домом моды, названным по именам владельцев. До этого так не делал никто из французов. Только спустя десятилетия эта практика распространилась по всей Европе.
Ирина - очень красивая женщина, племянница Николая II и любимая внучка царя Александра III. Феликс - наследник одного из древнейших и богатейших родов России, участник убийства Григория Распутина, по жизни модник и жуир, что называется любитель жить на широкую ногу. Но и дела умел вести с толком и обстоятельно, умел грамотно рисковать. Вскоре их клиентами стали многие аристократические и состоятельные семьи Европы и даже США, где фирма открыла несколько филиалов. Так что потеряв основную часть своих богатств в России, Юсуповы смогли снова подняться, сделаться весьма состоятельными людьми. Хотя платья для самой первой коллекции кроили и шили в самых стесненных условиях,через год к их Модному дому пришел успех. Вот что писали французские газеты об изделиях IRFE:" Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность выполнения работы и прекрасно подобранная гамма цветов поставили это ателье в ранг больших Домов моды". Дополнительный шик всему придавал и тот факт, что клиентки получали платья от внучки русского императора. Работали в IRFE только русские эмигрантки, да еще какие. Первыми манекенщицами были русские аристократки княжны Нина и Мия Оболенские, княгиня Елена Трубецкая. Помогали создавать первую коллекцию и князь Никита Романов и графиня Воронцова-Дашкова.
Не останавливаясь на достигнутом, Юсуповы продолжали развивать и продвигать русскую моду в Европе. В 1926 году они выпускают линию парфюмерии "IRFE".
Для того, чтобы окончательно покорить избалованную французскую публику Юсуповы ввели моду на революционную одежду: бело-голубая полоска( а-ля матросская тельняшка), кожаные куртки, бушлаты. Но это для особо продвинутых. В основном же изысканный русский аристократический стиль занял главные позиции в европейской моде. Интересно,что пошив одежды в славянском стиле подхватили и французские модные дома Люсиль, Агнесс, Шанель.
С легкой руки Юсуповых многие русские эмигранты стали развивать свой модный бизнес, причем достаточно разнообразный и неповторимый. Шляпный дом "ШАПКА" принадлежал свекрови великой княгини Марии Павловны, фабрику необычных тканей открыла графиня Орлова-Давыдова, дом белья"Хитрово".
Большой популярностью стал пользоваться Дом моды "ИМЕДИ", принадлежащий княгине Воронцовой-Дашковой, которая начинала свою карьеру у Коко Шанель манекенщицей. Она посещала светские мероприятия в платьях Коко Шанель,таким образом рекламируя их. Почти все хозяева этих заведений, зачастую жертвуя прибылью, брали на работу швеями, портнихами и моделями не более дешевых парижанок, а исключительно своих соотечественниц, стараясь таким образом поддержать их материально и создавая возможность развивать таланты и способности.
Наступил кризис, а затем великая депрессия 1929-30 года, Юсуповы потеряли свои капиталы в американских банках, да и спрос на шикарную одежду для аристократов сократился. Юсуповы вынуждены были закрыть Дом моды IFRE в 1931 году. Но созданная ими традиция продолжается и до сих пор. Уже в наше время стали входить в моду русские полушубки (дубленки) всех мастей, сортов и фасонов, как женские. так и мужские. Павлово-посадские платки, расписные валенки, ушанки - мода на русские национальные традиции в одежде живее всех живых. Стоит только выйти на Арбат и посмотреть на бойкую торговлю всем этим. Сейчас к европейским ценителям русской моды присоединились еще и японцы и китайцы.
Модный дом IRFE в наше время
Модный дом IRFE возродился после 90 летнего перерыва, он был возвращен к жизни. благодаря усилиям новой владелицы - россиянки Ольги Сорокиной, которая начинала с карьеры топ модели. Теперь она креативный директор знаменитого русского бренда IRFE.
История IRFE это красота и драма России, но это и новая Россия в новом времени.